Публикации
Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников
Автор: Шулепова Марина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников
Автор: Шулепова Марина Ивановна
«Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников»«Воспитание любви к родному краю, родной культуре, родному городу, родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д. С. Лихачёв Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в игровую деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное отношение к коренным жителям нашего региона, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций. Дидактическая игра - один из видов детской деятельности имеющих большое воспитательное и образовательное значение.Функции дидактической игрыФорма обучения детей Игровой метод обучения Самостоятельная игровая деятельность Всесторонние воспитание личности Дидактическая игра направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, и развитие познавательных способностей.Использование дидактической игры в патриотическом воспитании дошкольников является неотъемлемой частью воспитания к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу и ознакомления с историей родного края. В играх отражается природа родного края, образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. При проведении игр особое внимание следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи. Виды дидактических игр в патриотическом воспитании - Словесные - Настольно-печатные Пройдемся немного по играм, которые мы используем в патриотическом воспитании.Дидактические игры по ознакомлению с государственной символикой родного края«Найди флаг»Задача: формировать представления детей о государственных символах родного края (флаг, герб). Воспитывать любовь к своему городу.флаги разных стран (Российской Федерации, Великобритании, США, Японии, Германии) - 4 набора; изображения детей с флагами стран;1 вариант игры: дети показывают флаг страны, названный воспитателем;2 вариант игры: дети выкладывают все флаги в заданной воспитателем последовательности;3 вариант игры: помочь детям ответить на вопросы "Как называют жителей страны... (Российской Федерации, Японии, Великобритании, Германии, США)?";«Составь флаг»Задача: формировать умения детей отличать и составлять флаг своей страны из частей; развивать зрительное внимание, память, мышление; воспитывать любовь к своему городу.«Найди герб».Задача: формировать знания о гербе своей республики, города, области; закреплять знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает; воспитывать любовь к своему городу. «Составь картинку герба»Задача: способствовать закреплению знания герба своей республики, города, области; закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает; воспитывать любовь к своему городу.«Флаг и герб»Задача: способствовать умению соединять герб и флаг страны, города, области; развивать зрительное внимание, память, мышление; воспитывать любовь к своему городу. Дидактические игры по ознакомлению с архитектурой и памятными местами городаВ этом году мы обновили новые дидактические игры в патриотическом центре «Путешествие по городу Саратову»Задача: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры ; воспитывать любовь к родному краю.Материал: альбом фотографий родного города, игровое поле, фишки (машинки, человечки), кубик.Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографий, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.Правила игры: правила очень просты и доступны для старших дошкольников. Все игроки расставляют свои фишки на «СТАРТ». Очередность выполнения хода определяется участниками перед началом игры с помощью жребия. Стрелки на игровом поле подскажут направление движения. Побеждает тот, кто быстрее доберется до «Финиша».Вариант 1: Максимальное количество участников 4 человека. Игроки по очереди бросают кубик и, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигают свою фишку по игровому полю. Основной путь - по всем цветным кружкам. Если фишка остановилась на красном кружке, то игрок пропускает ход. Если фишка остановилась на голубом кружке - то игрок называет находящуюся рядом достопримечательность. Если игрок затруднился ответить, то он пропускает ход. Побеждает тот, кто быстрее доберется до «Финиша», правильно называя и рассказывая про все достопримечательности родного города. «Памятники Саратова» («Угадай фрагмент памятника»)Задача: закрепить знания детей о достопримечательностях города; воспитывать любовь к род Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.Материалы: изображения известных в городе памятников, и фрагменты этих памятников.Ход игры: Детям раздаются маленькие картинки-фрагменты. Необходимо найти какому памятнику они принадлежат, рассказать о нем (назвать памятник, его местонахождение…)ному городу, желание сделать его красивее. «Заколдованный город»Задача: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города; развивать у детей наблюдательность, память, внимание. Материал: карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии зданий, затем карточки с контурами этих же зданий и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).Дидактические игры по ознакомлению с традициями и культурой родного края«Продолжи пословицу»Задача: знакомить с устным народным творчеством«Народные промыслы»Задача: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.«Сортируй узоры»Задача: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.Материал: картинки народных промыслов «Одень куклу»Задача: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре«Одежда и оружие богатырей земли Русской»Задача: формирование первоначальных исторических представлений о воинах – богатырей древней Руси; закрепить названия элементов костюма русского богатыря; оружия русского воина, учить описывать внешность богатырей. Игра – лото «Ремёсла Киевской Руси»Задача: знакомство с ремеслами Киевской Руси, понятиями профессий, формирование интереса к истории родного народаДидактическая игра на магнитах по теме : «Разнообразие животного мира Саратовской области»Задачи : формировать и закреплять представления о диких животных, и чем они питаются;расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни, питании животных; развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать образ жизни животных. развитие зрительного внимания, памяти, словарного запаса; - воспитывать бережное отношение к природе, животным