Публикации "Нормы оценивания в начальных классах"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нормы оценивания в начальных классах"
Автор: Бердюгина Галина Васильевна

Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 2 - 4 классовУчебный предмет «Русский язык» Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на неизученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные минимумом начального общего образования, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: Ошибки:
  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.
  • Недочеты:
  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
  • Контрольный диктант
  • «5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; «4» – 2 орфографических и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных.; «3» – 3 – 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, а также при 5 орфографических ошибках; «2» - более 5 – 8 орфографических ошибок.Примечание. В тех образовательных программах, в которых изучение орфографии построено на фонематическом принципе, учащиеся могут использовать письмо с "окошками", которые закрываются в процессе проверки диктанта учеником. Если ученик оставляет "окошко" в слабой позиции на изученную орфограмму, это не считается ошибкой или недочетом, но отметка "5" за такую работу не ставится. Грамматическое задание Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Характеристика цифровой отметки (оценки): "5" ("отлично") - выполнено без ошибок. "4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. "3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий. "2" ("неудовлетворительно ") - правильно выполнено менее 1/2 заданий. Словарный диктант Примерное количество слов для словарных диктантов:
  • класс - 8-10 слов;
  • 3 класс - 10-12 слов; 4 класс - 12-15 слов. Характеристика цифровой отметки (оценки): "5" ("отлично") - без ошибок. "4" ("хорошо") - 1 ошибка. "3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки. "2" ("неудовлетворительно ") - 4 и более ошибок. Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково. Характеристика цифровой отметки (оценки): "5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок; "4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка; "3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки; "2" ("неудовлетворительно") - 4 ошибки и более. Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
  • Недочеты:
  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
  • Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Характеристика цифровой отметки (оценки): "5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета). "4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста). "3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста). "2" ("неудовлетворительно") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста. Сочинение "5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета), нет фактических ошибок. "4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста). "3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста). Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется. Учебный предмет «Литературное чтение» Подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
  • способ чтения: чтение целыми словами;
  • правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  • скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения;
  • выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
  • В результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). При проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Цифровая отметка по технике чтения не выставляется. Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. При проверке учащиеся читают вслух 1 мин. В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:
  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
  • Недочеты:
  • не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
  • Учебный предмет «Математика» В основе оценивания по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Текущий контроль по математике осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка: "5" - работа выполнена без ошибок; "4" - одна ошибка или 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; "3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; "2" - 5 и более ошибок. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка: "5" - работа выполнена без ошибок; "4" - 1 -2 ошибки; "3" - 3 -4 ошибки; "2" - 5 и более ошибок. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу: "5" - работа выполнена без ошибок; "4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета (без ошибок в задаче); "3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, (ход решения задачи верный); "2" - 5 и более ошибок. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки:
  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
  • Недочеты:
  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.
  • Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки (отметки) Ошибки:
  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
  • Недочеты:
  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки к записи ответа.
  • Оценка тестовых заданий Форма проведения: письменная (в том числе онлайн-тестирование) «5» - 100%-90 % правильности выполнения заданий. «4» - 89 -70% правильности выполнения заданий «3»- 69% -55% правильности выполнения заданий «2»- 54% и ниже правильности выполнения заданийИностранный язык Аудирование Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающийся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей- программным требованиям для каждого класса. Оценка «4» ставится в том случае, если если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса, за исключением отдельных подробностей, не влияют на понимание содержания услышанногов целом. Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиесяпоняли толькоосновной смысл иноязычной речи, ответствующей программным требованиям для данного класса. Оценка «2» ставится в том случае если обучающиеся не поняли смысла и язычной речи, соответствующей программным требованиям для данного класса. Говорение Оценка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. Оценка «4» ставится втом случае, если общение осуществилось, высказывания обучающиеся соответствовали поставленной коммуникативной задаче при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм*, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. Оценка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного. Оценка«2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный языковой материал и выразили свои мысли с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного. Чтение Оценка«5»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса. Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренным заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса. Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного текста в объеме, предусмотренным заданием, чтение обучающихся в основном** соответствует программным требованиям для данного класса. Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена бучающиеся не поняли содержания прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, и чтение обучающихся не соответствовало программным требованиям для данного класса. Учебный предмет «Окружающий мир» Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
  • Недочеты:
  • преобладание при описании объекта несущественных признаков; несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объектов на карте.
  • Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: "5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы; "4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала; "3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. "2" /неудовлетворительно/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. При проведении письменного контроля могут использоваться тестовые задания. Тестовые работы включают задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ. В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются. Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы. Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно- научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию. Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут): на одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом - обществоведческого. Оценка тестовых заданий Форма проведения: письменная (в том числе онлайн-тестирование) «5» - 100%-90 % правильности выполнения заданий. «4» - 89 -70% правильности выполнения заданий «3»- 69% -55% правильности выполнения заданий «2»- 54% и ниже правильности выполнения заданийОРКСЭИсключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Оценке подлежит не только когнитивная составляющая ответа, а прежде всего качество ответов: в чѐм ребѐнок видит ценность того или иного жизненного явления и насколько ярко и образно он может сформулировать, аргументировать свои мысли. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и на учение ребенка. Для оценивания учебных достижений обучающихся использовать аутентичные способы (технология портфолио). Технология портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволит учащимся производить самооценку своей деятельности по предмету ОРКСЭ. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения и тестовые задания разных типов, творческие работы. По ОРКСЭ система оценивания «зачтено» устанавливается в течение всего учебного года. Физическая культура Оценка успеваемости по способам (умениям) осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность. Оценка «5» ставится, если учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической физической (двигательной) способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовывать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, про контролировать ход выполнения заданий и оценить его. Оценка «4» ставится, если учащийся имеет незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно- оздоровительной деятельности. Оценка «3» ставится, если учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных конкретной физической (двигательной) способности. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги задания. Оценка «2» ставится, если учащийся не владеет умением осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности. Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями (умениями и навыками). Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко. Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений. Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Оценка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко. Критерии оценки успеваемости по основам знаний Оценка «5»- выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, приводя примеры из практики или своего опыта. Оценка «4» - ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценка «3» - выставляется за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в материале, нет должной аргументации и умения применить знания в своем опыте. Оценка «2» - выставляется за непонимание материала программы Искусство (Музыка и ИЗО) Оценка «5»ставится, если устный ответ, письменная работа в полном объеме соответствует требованиям программы, допускается один недочет Оценка «4» ставится, если устный ответ, письменная работа в полном объеме соответствует требованиям программы, допускается одна или две негрубые ошибки Оценка «3» ставится, если устный ответ, письменная работа в основном соответствует требованиям программы, однако имеется: одна грубая ошибка, допускаются неточности в определении Оценка «2» ставится, если устный ответ, письменная работа частично соответствует требованиям программы. Изобразительное искусство На основе нормативных документов Министерства образования и науки для обучающихся по предмету Искусство (изобразительное искусство) установлены дидактические критерии оценки знаний умений и навыков. Критерии оценки знаний, умений, навыков: Оценка «5» - правильное нахождение композиции в листе, законов перспективы; передачи формы, объёма; полное раскрытие темы урока; работа выразительна, интересна, полностью завершена; хорошее владение художественными средствами. Оценка «4» - неточное нахождение композиции в листе; незначительные нарушения законов перспективы, передачи объёма, формы; не полное раскрытие темы урока; работа не выразительна, частично не выполнена, среднее владение материалом. Оценка «3» - композиция в листе нарушена; не соблюдаются законы перспективы; объём и форма плохо читаются; работа не завершена (не представлена для оценивания); слабое владение художественными средствами. Оценка «2» - композиция в листе отсутствует; законы перспективы нарушены; объём и форма не читаются; работа не завершена (не представлена для оценивания) грязная, неаккуратная; тема урока не раскрыта; частичное владение материалом. Музыка При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса, и примерные нормы оценки знаний и умений. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности, а именно: хоровое пение, слушание музыкальных произведений, импровизация, коллективное музицирование. На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности самостоятельность в разборе музыкального произведения; умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Критерии оценивания: Оценка «5» - дан правильный, полный ответ, включающий характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности; ответ самостоятельный. Оценка «4» - ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с помощью одного-двух наводящих вопросов учителя. Оценка «3» - ответ правильный, но неполный: средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «2» - ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Хоровое пение Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребенка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Критерии оценивания: Оценка «5» - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение. Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование, ритмически правильное; пение недостаточно выразительное. Оценка «3» - допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное. Оценка «2», «1» - исполнение неуверенное, фальшивое. Технология Оценка знаний и умений обучающихся по устному опросу. Оценка «5» ставится, если учащийся полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопрос учителя. Оценка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами лабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2», ставится, если учащийся почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Оценка выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ Оценка «5» ставится, если учащийся творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами. Оценка «4» ставится, если учащийся правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами. Оценка «3» ставится, если учащийся допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. Оценка «2» ставится, если учащийся не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. Проверка и оценка практической работы учащихся. Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный. Оценка «3»- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок. Оценка «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. Критерии оценки проекта:
  • Оригинальность темы и идеи проекта.
  • Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
  • Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
  • Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
  • Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
  • Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
  • Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
  • Курсы по выбору. курсы внеурочной деятельностиПри оценивании результатов освоения безотметочных курсов по выбору используется двузначная номинальная шкала «зачет», «незачет». Курс будет считаться зачтенным, если учащийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу и по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа может быть выполнена в форме практической, презентационной работы или в другой форме. В классном журнале ставится отметка «нет оценки».Курсы внеурочной деятельности не подлежат оцениванию по 5-балльной шкале. Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по нескольким параметрам: 1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
  • включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
  • ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
  • Эффективность внеурочной деятельности:
  • личность школьника («портрет выпускника основной школы»);
  • детский коллектив;
  • профессиональная позиция педагога.
  • Продуктивность внеурочной деятельности:
  • уровень достижения ожидаемых результатов;
  • достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;
  • рост мотивации к внеурочной деятельности.
  • Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.