Публикации Копилка методических идей: «Ритмические игры с клавесами –«палочками-стукалочками», как основа творческого развития детей дошкольного возраста».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Копилка методических идей: «Ритмические игры с клавесами –«палочками-стукалочками», как основа творческого развития детей дошкольного возраста».
Автор: Кучер Зоя Анатольевна

Кучер Зоя Анатольевна, музыкальный руководитель муниципального бюджетного образовательного учреждение – детский сад №11 станицы АндреевскойКопилка методических идей: «Ритмические игры с клавесами –«палочками-стукалочками», как основа творческого развития детей дошкольного возраста». Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем. Развитие чувства ритма - это одна из моих главных задач, которую ставлю при работе с дошкольниками на музыкальных занятиях. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, более легкому запоминанию изучаемого материала. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является для меня одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Проводя музыкальные занятия в детском саду, я очень часто в своей работе использую клавесы. Занятие получается увлекательное и полезное, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение. Данный метод в моей работе способствует развитию чувства ритма, раскрытию творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста. Каждый ребенок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Главная моя задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимание, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком - это основа музыкальности.Чтобы добиться нужного результата в развитии у дошкольников чувства ритма, я использую разные формы работы. Одной из таких форм в моей работе является игра с клавесами. Клавесы – две палочки из гладкого твёрдого дерева (из бука, сосны и берёзы), при помощи которых задаётся основной ритм. Незатейливый на первый взгляд инструмент – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников. Еще их называют «палочки-стучалочки». Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Немецкий композитор Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.  Чтобы на нем играть, не обязательно знать ноты.Игры с клавесами дают детям возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Главная цель игр с клавесами состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь. Моя цель- помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей, путем использования клавес в речевых и музыкальных играх.Играя на клавесах дети дошкольного возраста учатся:-манипулировать палочками, развивают координацию рук;-находят различные приёмы звукоизвлечения;-ритмично передают метр и ритм стиха;-у детей развивается ритмический, тембровый слух, память, реакция, наблюдательность;-развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.Упражнения с ритмическими палочками привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать! Знакомство с клавесами я начинаю с раннего дошкольного возраста, причин тому несколько: сделаны из дерева (безопасны для детей), приятны на слух и на ощупь можно сопровождать любую мелодию, постукивая палочку о палочку. Можно играть на клавесах как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и интересно.. В работе с детьми применяю следующие методы и приёмы развития чувства ритма:1. Речевые игры со звучащими жестами. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.2. Ритмические игры «Эхо – ответ». В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.3. Игры на координацию речи с движением. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основная цель использования игр на координацию речи с движением у детей – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.4. Игры с ритмическими палочками (клавесами). Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь. Играя на клавесах расширяет спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Изучение начинается с одной палочки: катаем в ладошках, крутим в руке, зажимаем в кулак, проводим палочкой по всему телу: за спиной, под ногами и над головой, делаем восьмерку под ногами хватая палочку разными руками и т.д.Затем продолжаем работу с двумя палочками: зажимаем палочки между ладонями и катаем их; попробуем «забить» одну палочку другой в кулак; перекрещиваем палочки; дирижируем оркестром и т.д.Способы игры на клавесах:
  • стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
  • кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
  • трём одну клавесу о другую;
  • ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»);
  • вращаем палочками в воздухе в направлении « от себя» («моторчик»);
  • кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд – назад («брёвнышки»);
  • удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали;
  • одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»);
  • держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй – стучим попеременно то по одному, то по другому концу;
  • кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»);
  • стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном ,или по пластмассовой крышке, по стульчику.
  •         Предметы, в которые могут превратиться клавесы:
  • сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);
  • лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд – назад попеременно то одну, то другую палочку);
  • рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);
  • педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крутим в направлении «от себя»);
  • скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);
  • антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук « И-у! И-у»);
  • качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая – поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально  лежащей палочки);
  • костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);
  • молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);
  • дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).
  • В работе с детьми я  активно использую речевые упражнения. Использование этих упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Например, игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.Игра «Ножки»Ножки, ножки, вы шагали?Мы шагали, мы шагали! (Ритмичные удары палочками по полу)Ножки, ножки, вы бежали?Мы бежали, мы бежали! (Ритмичные удары в 2 раза быстрее)Ножки, ножки, танцевали?Танцевали, танцевали! (Удары палочкой крест на крест им по полу)Ножки, ножки, вы устали?Мы устали, мы устали! (Каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.)  Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включены в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая мною предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течении всего учебного года. Может выбранная одна песня исполниться в разных вариантах с усложнением и для разного дошкольного возраста. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма. С помощью клавесов можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Можно использовать любую программную песню и мелодию и играть ее на палочках – клавесах. Также я совмещаю палочки клавесы с другими музыкальными инструментами, добавляют хлопки, шлепки и т.д.        Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой. Таким образом, игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый на первый взгляд инструмент - клавесы – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.