Публикации Формирование естественнонаучной грамотности посредством практико-ориентированных задач

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование естественнонаучной грамотности посредством практико-ориентированных задач
Автор: Сотникова Наталия Васильевна

Сотникова Наталия ВасильевнаУчитель химии и биологииМКОУ «Соколовская СОШ»город Эртиль, Воронежская областьnataliasot@yandex.ru Формирование естественнонаучной грамотности посредством практико-ориентированных задачАннотация. Статья посвящена проблеме формирования естественнонаучнойграмотности на уроках химии через систему упражнений и заданий, выполнение которых способствует развитию умения научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.Ключевые слова: функциональная грамотность; естественнонаучная грамотность; источники химической информации.Государственная политика Российской Федерации предъявляет сегодняновые требования к образованию, связанные с умением выпускников школыориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающиепроблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки;строить социальные отношения. Поэтому задача учителя – научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. То есть, ребенок должен быть функционально грамотным человеком – «человеком, который способен использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».Учебный предмет «Химия» как учебная дисциплина предметнойобласти «Естественнонаучные предметы» занимает одно из ведущих мест всистеме школьного образования. Биология и химия являются пионерами вформировании у обучающегося целостных и систематизированныхпредставлений об окружающей природе, закладывают основу научной картины мира.Целью естественнонаучного образования на уроках химии являетсяформирование естественнонаучной грамотности учащихся. Основной задачей по формированию естественнонаучной грамотности на уроках химииявляется развитие следующих компетенций: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Все эти умения необходимо развивать на уроках, в том числе и на урокаххимии. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания,направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие уучащихся способности применять химические знания, умения и навыки внестандартных ситуациях. Формирование естественнонаучной грамотности на современном уроке химии не стоит выделять в отдельный этап, а необходимо органично встроить в структуру преподавания. Предлагаемые учащимся ситуации в заданиях PISA и TIMSS связаны с проблемами, которые возникают в быту каждого человека (выбрать продукты при соблюдении диеты), а также в жизни человека как члена общества (например, определить наиболее целесообразное для города место строительства электростанции) или как гражданина мира (например, оценить последствия экологической катастрофы). Ситуации в заданиях группируются вокруг следующих выделенных в исследовании областей наук: «Естествознание, жизнь, здоровье», «Здоровье, болезни и питание», «Наука о Земле и окружающей среде», «Загрязнения», «Образование и разрушение почвы» и т.д.Одним из методов формирования функциональной грамотности является химический эксперимент, который позволяет решать различные исследовательские и коммуникативные задачи, формирует у учащихся умение анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности. Использование на уроках виртуальной химической лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий.Другой метод – метод проектов. Формирует у учащихся способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разных ситуациях, работать в различных коллективах.Использование игровых технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в различных ситуациях, направленных на создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие для ребенка. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.На уроках нужно проводить работу с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл, значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с разными текстами, такими как научные статьи, биографии ученых, документы, статьи из газет и журналов, инструкции и т.п.Можно использовать на уроках также ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно, в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико - ориентированный характер, но часто для ее решения необходимо конкретное предметное знание, или знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а интересное, интригующее название. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы непременно ученику захотелось найти на него ответ.Примеры ситуационных задач.1. Тема «ПСХЭ Менделеева».Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах Ответ:Рутений (Ru) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57.Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37.Франций (Fr) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40.2.Тема «Алюминий и его соединения».Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке Наполеон III заинтересовался брусками этого блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так ложка умудрилась послужить на благо науки.Ответ:Алюминий. Свойства его - легкий, блестящий металл. 3.Тема «ПСХЭ Менделеева».Кто из вас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад Si – тон, Arоящ, Neдр, Fe – ад, Mg - э, F – Ий, Crкл, Clаст,Li – хо, Sc – Ий, N – рош,Na - уг.Ответ:Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».4. Тема «Соединения углерода».В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут. (В этом случае эмоциональная реакция учащихся является дополнительной мотивацией постановки учебной проблемы). На сегодняшний день известно, что Собачья пещера вырабатывает углекислый газ, который скапливается в 80см над землёй. Голова человека находится в воздушном слое, а голова собаки в атмосфере смертоносного газа. Но животное погибает не сразу. Сначала замедляются реакции, потом происходит потеря сознания, и если собаку оперативно не поднять, а лучше вынести на свежий воздух, то она погибнет. 5.Тема «Электролитическая диссоциация».Почему у жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян?Информация-подсказка. Врачи связывают это с содержанием в организме магния, т.к. известно, что внутривенные и внутримышечные вливания растворов солей магния снимают спазмы и судороги. В организм человека магний поступает с овощами и фруктами. Особенно богаты им абрикосы, персики и цветная капуста.Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида магния.Ответ. MgCl2 = Mg2+ + 2Cl–.Основные признаки естественнонаучно грамотной личности - это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, проявляющий активную гражданскую позицию. Думается, что естественнонаучная грамотность, как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме.Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире. И наша задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.ЛИТЕРАТУРА1. Алексашина, И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотностиучащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 160 с.2. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–173. Демидова, М. Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М. Ю. Демидова, Д. Ю. Добротин, В. С. Рохлов // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8-19.4. Сырымбетова, Л. С. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт / Л. С. Сырымбетова, А. Е. Садыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 622-625. — URL: (дата обращения: 10.12.2023).