Публикации РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»
Автор: Соколова Светлана Ивановна

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМинистерство образования и молодёжной политикиСвердловской области‌‌МО Красноуфимский округ‌​МКОУ "Крыловская СОШ"РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКАДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»с. Крылово, 2023 ‌ ‌​ОГЛАВЛЕНИЕ1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………....31.2.Общая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………………………..41.3.Планируемые результаты. Целевые ориентиры………………………………………..62.1.. Основные направления коррекционной работы……………………………………82.2. Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности логопедического кружка……………………………………………………………………15 3.1. Организация работы…………………………………………………………………..243.2. Материально-техническое обеспечение работы логопедического кружка……..253.3. Методические материалы и средства обучения необходимые для коррекционно-развивающего процесса………………………………………………………………….25Список литературы………………………………………………………………………251.1.Пояснительная запискаПрограмма дополнительных занятий логопедического кружка предназначена для обучения детей старшей группы дошкольной образовательной организации, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, соответствует ФГОС ДО. Разработанные занятия способствуют повышению эффективности коррекционной работы со старшими дошкольниками.Формы организации деятельности: ТЕАТРАЛИЗАЦИЯДанная форма занятий, основанная на использовании методического пособия И.Л. Лебедевой «Сказки деда Логопеда»; реализуется во фронтальной и подгрупповой форме; приемы: театральные постановки сказок с сопровождением мимических, артикуляционных и пальчиковых упражнений и игр с картинками; корректирует произносительную сторону речи, способствует совершенствованию лексико-грамматического строя речи. Предполагаемый эффект: развитие фантазии, внимания, мышления, связной речи, мелкой моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, т.к. дошкольнк из пассивного объекта педагогического воздействия становится активным субъектом, что способствует осознанному усвоению знаний. Данная форма обучения направлена на познавательное, поисковое, игровое и учебное взаимодействие, что способствует развитию фантазии и интерес к получению знаний у дошкольников.Актуальность программы: насыщенное образовательное содержание является основой для развития как произносительной стороны речи, познавательно-речевых способностей, так и удовлетворения индивидуальных склонностей, интересов дошкольников, что соответствует их познавательным интересам.Педагогическая целесообразность программы: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием получат возможность овладевать умением запоминать, сравнивать, обобщать, анализировать.Новизна программы: в процессе её реализации используется театрализация, что не только способствует совершенствованию речи ребенка, но и позволяет ему расширить представление об окружающем мире, лучших моральных качествах человека, а это основано интересе дошкольников к игре.Направленность: коррекционная и познавательно-речевая.Цель программы: развитие познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием; обогащение игрового опыта ребёнка; развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.Задачи программы:Образовательные:- проводить элементарный звуковой анализ и синтез речи;- профилактика нарушения чтения и письма;- расширять представление о пространстве и времени;-учить классифицировать предметы по одному-двум свойствам;-развивать способность к эмоциональному восприятию окружающего мира и самовыражению чувств.Развивающие:- учить правильному звукопроизношению, активизировать и расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, развивать монологическую и диалогическую речь;- развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память и восприятие;- развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;- осуществлять подготовку руки дошкольника к письму, при помощи развития мелкой моторики;- развивать творческие способности.Воспитательные:- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, дружелюбие.Общая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитиемПредставим общую картину фонетико-фонематического недоразвития. Оно определяется как нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами по причине дефектов произношения и восприятия фонем.При фонетико-фонематическом недоразвитии основным аспектом является несформированность звуковой стороны речи, обусловленная дефектами произношения и восприятия. У данной категории дошкольников наблюдается незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом для их речи характерно искажение значительного количества произносимых звуков, смешение звуков, наличие в речи недифференцированных звуков, нестойкое их употребление.При фонетическом недоразвитии у дошкольников может быть нарушено формирование отдельных компонентов фонетического строя (например, звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова) либо в комплексе (одновременное искажение звуков, звукослоговой структуры слова, просодические нарушения). Дошкольникам с ФФН сложно запоминать речевой материал; при выполнении заданий, связанных с активной речевой деятельностью, ими допускается большое количество ошибок.У детей с фонематическим недоразвитием понижена способность к дифференциации звуков, которая обеспечивает восприятие фонемного состава языка. Это отрицательно влияет на овладение звуковым анализом.При фонетико-фонематическом недоразвитии для детей характерны смазанность речи, нечёткая дикция, общая недостаточная внятность, смешение звуков, обусловленные нечёткой артикуляцией и низким уровнем сформированности дифференцированного восприятия фонем. В отношении данной категории дошкольников наряду с неправильным произношением и восприятием фонем отмечены затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Готовность к звуковому анализу речи не доступна в полном объёме для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Им сложнее, по сравнению со сверстниками с нормально развитой речью, выделять звуки из состава слова; вместо первого согласного они называют слог или целиком слово.В разнообразном предметном словаре дошкольников с ФФН отсутствуют слова, обозначающие некоторые части тела, профессии людей, названия непопулярных животных и растений.Старшие дошкольники с ФФН со сложностью справляются с установлением синонимических и антонимических отношений. Проявляются специфические словообразовательные ошибки при продуцировании редких, менее частотных вариантов слов.При построении предложений со сложной конструкцией отмечены инверсии, пропуск и замена союзов.В связной речи отмечены повторения отдельных эпизодов, застревания на второстепенных деталях, пропуски главных событий, нарушения логической последовательности при составлении рассказа на заданную тему по картинке или серии сюжетных картин. При составлении рассказов на свободную тему или рассказе о событиях из жизни используются чаще простые малоинформативные предложения.Особые образовательные потребности дошкольников с ФФНК особым образовательным потребностям, характерным для дошкольников с ФФН относятся:- выявляется в раннем возрасте совместно со специалистами медицинского профиля, когда наблюдаются первые признаки отклонения речевого развития, сразу назначается логопедическая помощь;- нормализуется и преодолевается отклонение речевого и личностного развития путем организации логопедической коррекции методами, соответствующими выявленному нарушению;- ведутся коррекционно-развивающие занятия индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в процессе образовательной деятельности;- координируются педагогические, психологические и медицинские средства воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;- создаются условия, нормализующие и компенсирующие состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при коррекции речевых нарушений;- варьируются процессы коррекции путём использования соответствующих методик и технологий;- ведется мониторинг результативности коррекционной работы и уровня динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;- идет коррекция социокультурной дезадаптации путём увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;- применяются специальные методы, приёмы и средства обучения, в том числе специализированные компьютерные технологии, дидактические пособия, визуальные средства, обеспечивающие реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы;- организуется взаимодействия с родителями; семья включается в коррекционно-развивающую работу с ребенком путем психолого-педагогического сопровождения.Специальные условия для получения образования1.3. Планируемые результаты. Целевые ориентирыСпецифика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. На основании этого по завершению работы по данной программе могут быть достигнуты следующие целевые ориентиры:- Дошкольник получит возможность овладеть способами деятельности, проявлять инициативу, самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.- Дошкольник почувствует положительные эмоции к деятельности, другим людям и самому себе, научится активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.- Дошкольник будет учиться договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты; выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.- Дошкольник получит представление о сотрудничестве, о лидерских и исполнительских функции в совместной деятельности.- Дошкольник поймет, что все люди равны независимо от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.-Дошкольник проявит умение слышать других и стремление быть понятым другими.- У дошкольника будет развиваться воображение, которое реализуется в игре; владеет разными формами и видами игры, он будет различать условную и реальную ситуации; научится подчиняться разным правилам и социальным нормам, сможет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.- Дошкольник будет овладевать устной речью, сможет выражать свои мысли и желания, научится правильно строить предложение, составлять связный рассказ, сможет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребенка сложатся предпосылки грамотности, а именно будут сформированы понятия «звук», «буква», сформируется умение выделять их из состава слова, умение различать гласные и согласные звуки (буквы), звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; умение подбирать слова к заданным звуковым схемам; умение читать по слогам короткие слова.- У дошкольника будет развиваться память и внимание: умение переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов.- У дошкольника будет совершенствоваться крупная и мелкая моторика; он овладеет основными движениями, сможет контролировать свои движения и управлять ими.- Дошкольник научится думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение.- Дошкольник будет способен к волевым усилиям, сможет следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.- Дошкольник будет проявлять любознательность, научится задавать вопросы взрослым и сверстникам, заинтересуется причинно-следственными связями, Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; познакомится с произведениями детской литературы, овладеет элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.- У дошкольника появится желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; он будет положительно относиться к обучению в школе.2.1. Основные направления коррекционной работыКоррекционно-развивающий занятия будут ы в виде театрализации сказок ( по методическим пособиям И.Л. Лебедевой «Сказки деда Логопеда» и «Трудный звук – ты наш друг»)Театрализованная деятельность – это возможность ребенку и самому действовать, активно выражать свои чувства, давать выход как положительным, так и отрицательным эмоциям, не боясь при этом порицания окружающих. Театрализация сопровождается проведением артикуляционных, фонематических, пальчиковых, мимических и просодических упражнений. Эти игры помогают не только в исправлении дефектов звукопроизношения и развития речи. Комплексный характер предлагаемых игр позволяет в процессе закрепления звуков развивать навыки фонематического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.Лексический материал, задействованный в играх, оптимален по объёму и звуковому составу и в то же время позволяет подготовить детей к восприятию таких понятий, как многозначность слова, омонимия, антонимия и паронимия.Содержание непосредственно образовательной деятельности в старшей группеКомплект игр И.Л. Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг!» - набор игр и упражнений для исправления дефектов звукопроизношения и развития речи.Предназначен для - коррекции звуков в процессе игры, развития навыков фонематического анализа и синтеза, - укрепления психологической базы речи (памяти, восприятия, внимания, мышления), - воспитания интереса, уважения к живому слову.Лексический материал пособия- оптимален по объему и звуковому составу,- готовит детей к восприятию таких понятий, как многозначность слова, омонимия, антонимия и паронимия.Комплект содержит 5 пособий (примерно по 45 игр_ направленных на - коррекцию произношения, - развитие умения находить первый звук в слове;- формирование зрительного запоминания образа слова;- расширение словарного запаса ребенка;- совершенствование умения подбирать омонимы, антонимы, паронимы, определять многозначность слов.Содержание комплекта:Игра «Сыщик» направлена на развитие фонематического слуха и слухового внимания.На столе раскладываются картинки: сад, сыр, сор, сок, сон, осы, осы, усы, пес, лисЛогопед называет длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова – названия картинок. Например, он говорит слово «поСАДка». Дети быстро произносят короткое слово «САД» и ставят свои указательные пальчики на соответствующую картинку.«Игра с комментариями» помогает повторить понятия транспорт, одежда и продукты питания, развивает внимание. При игре необходимо четко назвать картинку и правильно соотнести с обобщающим понятием. Вырабатывается фразовая речь.В игре «Логическое лото» две стопки карточек. Названия картинок первой стопки составляют тематические пары с названиями картинок второй стопки. Одна стопка раздается детям, вторая – у логопеда. Дети должны поочередно восстановить в памяти и найти логические связи. В игре «Слова – однофамильцы» в форме диалога дети знакомятся со словами – омонимами и многозначными словами.Игра «Кто что делает?» расширяет глагольный словарь ребенка, отрабатываются фонетические разминки, развивает внимание и логику, тренирует память.Комплекс коррекционно-развивающих упражнений «Зоопарк» включает пальчиковую и артикуляционную гимнастику, затрагивает упражнения на общую моторику, эмоционально-мимические упражнения, задания на смену темпа и ритма речи, упражнение на развитие внимания и логики.Игра «Ласковое слово» помогает отрабатывать образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.В игре «Шифровальщики» дети мысленно заменяют первый звук в каждом «зашифрованном» логопедом слове заданным звуком и ищут соответствующую картинку. Эта игра развивает не только концентрацию и внимание, но и звуковой анализ слова и фонематический слух. Играя с детьми в «Волшебную лупу» развиваются темп и ритм речи ребенка. Играя в быстром темпе ведущий переводит лупу с одной картинки на другую, переворачивая ее при этом разными сторонами. Игроки должны четко и безошибочно назвать все указанные логопедом картинки (лиса, колесо, арбуз, заяц и т.д.).«Словесная карусель» учит ребенка разбивать слова на слоги и наоборот, складывать из слогов слова, при этом повторяя чистоговорки.Комплекс коррекционно-развивающих упражнений «Путешествующий дом» включает артикуляционную гимнастику, самомассаж лица, учит расставлять правильно ударение и образовывать прилагательные, развивать связную речь.Игры «Бабушка и внук», «Поэты» учат подбирать рифмы. отрабатывать плавность и темп речи.«Языколомки» тренирует в произношении созвучных слов, слов-паронимов.В игре «Слова с начинкой» закрепляется звукопроизношение, логопед называет «длинные» слова, внутри которых спрятались «короткие» слова – названия картинок. Дети ищут соответствующую картинку, тренируется просодика.В «Викторине» участвуют две команды. Отгадывают загадки на пройденные темы (домашние и дикие животные), за правильные ответы получают картинки. Дети тренируют память.«Что таким бывает?» помогает детям подбирать и согласовывать подходящие по смыслу прилагательные с существительными.В игре «Солнышко и ливень» дети делятся на две команды, анализируют происходящие события и составляют развернутые предложения по картинкам.«Слово за слово»- составляют предложение, содержащее как можно больше слов-картинок и слов-омонимов.«Сказочники» - развивая фантазию и память, дети рассказывают знакомую сказку на новый лад. «Артистическая лотерея»- ребенок должен найти и произнести чистоговорку голосом персонажа, изображенного на картинке в руках логопеда. Вырабатывает дикцию.Игра «Спасательная операция в дебрях дремучего леса» на развитие фонационного дыхания и слухового внимания.В игре «О, счастливчик!» логопед произносит только гласные звуки, выделяя голосом ударный звук в начале слова дети должны найти соответствующую картинку.В игре «Объединялочки»- нужно найти картинки по разным обобщающим признакам. Одни дети показывают по одной картинке, а остальные должны найти у себя смысловые.Данные игры способствуют :- закреплению звукопроизношения;- коррекции звукослоговой структуры слова;- устранению недостатков грамматического строя речи;-закреплению навыков образования слов с уменьшительно-ласкательным значением; множественного числа имён существительных; употреблению качественных и относительных прилагательных;- совершенствованию предложно-падежных конструкций; - закреплению навыков согласования имён существительных с другими частями речи;- формированию навыков связной речи.В ходе занятий реализуются задачи по развитию пространственной ориентации на листе бумаги, в схеме собственного тела, ориентации во времени и пространстве, обогащению сенсорного опыта, развитию познавательных процессов: мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение), зрительного и слухового внимания памяти.Коррекционная работа также включает в себя: - работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания); -развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, создание мультипликационных героев); -развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами); развитие экспрессивной речи, распространение (при помощи определений и однородных членов).2.2. Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности логопедического кружка 3.1. Организация работыСрок реализации программы логопедического кружка - 1 год (для дошкольников 5-7 лет).Рабочая программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю). Длительность образовательной деятельности – 25-30 минут.Во фронтальной деятельности принимают участие 12-16 человек, в подгрупповой деятельности – 4-6 человек.Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.Образовательные, развивающие и воспитательные задачи решаются с помощью театрализации, встроенных в систему дополнительного образования, формируемого дошкольной организацией.Учитель-логопед играет первостепенную роль при работе с компьютером и необходимым материалом.3.2. Материально-техническое обеспечение работы логопедического кружка Для создания театрализации с дошкольниками необходим ряд оборудования:
  • Компьютер (ноутбук);
  • Микрофон;
  • Пластилин, фетр, бумага, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.
  • 3.3. Методические материалы и средства обучения необходимые для коррекционно-развивающего процессаДля проведения непосредственно образовательной деятельности в логопедической группе необходимы методические пособия:
  • Лебедева И. Л. Сказки деда Логопеда: методическое пособие. М.: Вента-Граф, 2015. 160 с.
  • Лебедева И. Л. Комплект «Трудный звук, ты наш друг!» (Звуки [Л], [Ль], [Р], [Рь], [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ], [Ж]): практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана-Граф, 2008. 34 с.
  • СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 160 с.
  • Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1. М.: Айрис-пресс, 2000. 96 с.
  • Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. 129 с.
  • Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2008. 279 с.
  • Косинова Е. М. Уроки логопеда: Тесты на развитие речи детей от 2 до 7 лет. М.: Эксмо: ОЛИСС, 2015. 64 с.
  • Лебедева И. Л. Комплект «Трудный звук, ты наш друг!» (Звуки [Л], [Ль], [Р], [Рь], [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ], [Ж]): практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана-Граф, 2008. 34 с.
  • Лебедева И. Л. Сказки деда Логопеда: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2015. 160 с.
  • Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения. М.: Эксмо, 2013. 88 с.
  • Федеральный закон Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013.
  • Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.