Публикации Сценарий родительского собрания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий родительского собрания
Автор: Силакова Елена Николаевна

Искусство эффективного общения с ребенкомЦель: повышение уровня психологопедагогической компетентности родителей в вопросах выстраивания конструктивного общения с ребёнком.Задачи:
  • Способствовать повышению уровня информированности родителей о способах конструктивного общения.
  • Развивать позитивные установки родителей и навыки конструктивного общения с детьми;
  • Помочь родителям проанализировать свое поведение и построение диалога с ребенком.
  • Познакомить родителей с техникой «Я-высказывания».
  • Развивать практические навыки построения родителями «конструктивного» общения с ребенком посредством использования «Я-высказывания».
  • Оборудование: бумага А4, карандаши, мяч, шкатулка, коробочка, флебчат, тестовые бланки, ручки, проектор, компьютер, карточки с написанными ситуациями общения родителя с ребенком.Ведущий:Ученые давно заметили, что новую информацию мы усваиваем по-разному: 10% - когда читаем, 20% - когда слушаем, 30% - когда видим, 50% - когда видим и слышим, 80% - когда говорим, 90% - когда говорим и делаем. Давайте сегодня не только слушать, говорить, но и делать!Для того, чтобы работа нашей группы была плодотворной предлагаю поговорить о правилах работы в группе. Задание «Принятие правил».Цель: Создание условий для создания комфортной атмосферы в группе, положительного настроя на совместную работу.
  • Инструкция: Ведущий зачитывает правила. Задача каждого участника зарисовывать правила у себя на листке, при условии, что с этим правилом согласен. Таким образом, у каждого участника образуется своя памятка правил.
  • Умейте слушать друг друга.Проявляйте уважениеГоворите по существуКаждый говорит за себя, от своего имени.
  • После того, как предложенные правила зарисованы, каждый участник придумывает своё правило и зарисовывает его.
  • Участники обмениваются собственными правилами - по очереди озвучивая, а другие, если захотят, зарисовывают его в свою памятку его.
  • ВЫВОД И ПЕРЕХОДУпражнение «Самопрезентация»Цель: создание условий для осознания своей роли родителя, актуализация родительских чувств.
  • Участникам раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток».
  • Необходимо создать свою «визитку»: рассказать коротко o себе, как о родителе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c воспитанием ребёнка.
  • Каждый участник в течение 2 минут готовит визитку и выступление.
  • Презентация «визиток».
  • Ведущий:Заметили, что мы разные. Живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами, со своими возможностями, знаниями и умениями. Предлагаю просто порисовать.Упражнение «Рисунок в паре».Цель: создание условий для проживания опыта совместного выполнения задания и умения понимать друг друга.
  • Задача участников нарисовать совместный рисунок.
  • Каждая пара, держась вдвоем за один карандаш, должна в течение 2 минут нарисовать картинку на своем одном листе бумаги, соблюдая правило.
  • Обсуждение
  • - Что чувствовали, когда работали?- Что самое трудное и легкое было, на ваш взгляд?- Смогли ли достичь планируемый конечный результат?- Учитывались ли интересы другого?- Достигли ли идеального результата? Почему?Ведущий:Для понимания друг друга необходим контакт, и не только с помощью речи, но и умение выслушать, понять, признать чувства и желания другого.Часто ли мы замечаем, как мы общаемся с детьми, в какой форме. Предлагаю поиграть и посмотреть со стороны на разные способы общения.Задание «Способы общения»Цель: создание ситуации взаимодействия и общения различными неконструктивными способами.
  • Каждому участнику предложен один из неправильных способов общения, записанный на карточке (Приложение 1)
  • Один из участников выступает в роли родителя, рядом сидящий человек в роли ребёнка к которому будут обращаться. Потом тот участник, кто был в роли ребёнка, выступает в роли родителя, демонстрируя свой способ, записанный на карточке, а сосед выступает в роли ребёнка. Таким образом выполняются все задания.
  • Ситуация которая предлагается участникам общая для всех:
  • «Мама с ребенком торопятся утром в детский сад. Петя не хочет одеваться».
  • Обсуждение:
  • Расскажите о своих ощущениях и качестве родителя и в качестве ребёнка?Получилось ли оставаться в хорошем расположении духа, общаясь таким образом:Можно ли назвать данные формы общения – конструктивными, почему?Ведущий:Следует заметить, что ни один из разыгранных способов не удовлетворяет ни маму, ни ребенка. Есть универсальный способ, который может «работать» в любой ситуации. О нем можно почитать в книге Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»Информация «Я – сообщения»Цель: создание условий для освоения техники «Я-сообщения».
  • Участники делятся на две подгруппы.
  • -Перед вами стикеры зелёного и оранжевого цветов. -Выберите себе один стикер из предложенных и положите перед собой.Таким образом у нас получилось две подгруппы.
  • Одна группа получает информацию о технологии построения «Я-высказывания», другая – преимущества техники «Я-высказывания».
  • В течение 4 минут команды изучают материал и зарисовывают полученную информацию.
  • Каждая команда презентует свои работы.
  • Преимущества техники «Я-высказывания»
  • Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме.
  • «Я-высказывание» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от них бронёй «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то не стало. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же - делает взрослого ближе, человечнее.
  • Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренне в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
  • И последнее, высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда, что удивительно, они начинают учитывать наши желания и переживания.
  • Технология построения «Я-высказывания»
  • Говорим о чувствах.
  • В первую очередь необходимо обозначить собеседнику, какие эмоции мы испытываем в данный момент, что нарушает наш внутренний покой. Это могут быть такие словосочетания, как «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
  • Сообщаем о фактах.
  • Затем мы сообщаем о том факте, который повлиял на наше состояние. Важно быть максимально объективным и не давать оценок действиям человека. Просто описываем, что именно повлекло за собой последствия в виде упавшего настроения.Отметим, что даже начиная с «Я-сообщения», на этом этапе нередко мы переходим на «Ты-сообщение». Это может выглядеть следующим образом: «Я раздражаюсь, потому что ты никогда не приходишь вовремя, «Я злюсь, потому что у тебя вечный беспорядок». Чтобы этого избежать, лучше использовать безличные предложения, неопределенные местоимения и обобщения. К примеру, «Я злюсь, когда вижу беспорядок в комнате.
  • Даём объяснение.
  • Потом нужно постараться объяснить, почему именно нас задевает тот или иной поступок. Таким образом, наша претензия не будет выглядеть необоснованной.Так, если он опоздал, можно сказать: «...потому что мне приходится стоять в одиночестве и мерзнуть» или «...потому что у меня мало времени, а я бы хотел подольше побыть с тобой».
  • Выражаем желание.
  • В завершение надо рассказать, какое поведение оппонента мы считаем предпочтительным. Допустим: «Мне бы хотелось, чтобы меня предупреждали при опоздании». В итоге вместо фразы «Ты снова опоздал» мы получаем: «Я волнуюсь, когда друзья опаздывают, потому что мне кажется, что с ними что-то случилось. Мне бы хотелось, чтобы мне звонили в случае опоздания», «Давай договоримся о конкретных днях уборки».Ведущий:Конечно, «Я-высказывания» могут не сразу стать частью вашей жизни. Требуется время, чтобы перестроиться с привычной стратегии поведения на новую.ПЕРЕХОД К НОВОМУ УПРАЖНЕНИЮ Задание «Я так могу»Цель: автоматизировать приобретенные умения в выстраивании «Я-высказывания».
  • Ведущий зачитывает ситуацию, а участники совместно формулируют «Я-высказывание», таким образом проходит совместное приобретение умение выстраивать «Я-высказывание».
  • Далее ведущий раздает записанные ситуации для каждого участника персонально. Каждый участник самостоятельно формулирует «Я-высказывание», при необходимости просит о помощи и подсказках.
  • Таким образом, происходит коллективное и индивидуальное приобретение опыта в формулировке «Я-высказываний».
  • Обсуждение:
  • Что чувствовали, выполняя задание?С чем справились с легкость, что далось с трудом?ВЫВОД И ПЕРЕХОДУпражнение «Я желаю себе…»Цель:
  • Участники встают в круг. Ведущий присоединяется к ним, держа в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот, у кого он окажется, громко произносит свое имя и говорит: «Я желаю себе как родителю…».
  • Начинает ведущий: «Я – Елена, я желаю себе с легкостью находить взаимопонимание со своим ребенком и мне в этом поможет техника «Я- сообщения».
  • Упражнение заканчивается, когда высказались все участники.
  • Ведущий:Я хочу завершить тренинг афоризмом. И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова. Приложение 1
  • Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
  • Предупреждения, предостережения, угрозы : «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
  • Мораль, нравоучения, проповеди : «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
  • Советы, готовые решения : «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
  • Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя».
  • Критика, выговоры, обвинения : «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».
  • Похвала . После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением , или похвалой и одобрением . В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».
  • Обзывание, высмеивание : «Плакса вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!».
  • Догадки, интерпретации : «Я знаю, это все из за того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...»
  • Выспрашивание, расследование : «Нет, ты все таки скажи», «Что же все таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».
  • Сочувствие на словах, уговоры, увещевания . Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Ус покойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.
  • Отшучивание, уход от разговора.
  • Приложение 2ТЕКСТОВКИ В ПОРЯДОК ПРИВЕДИТЕСитуации1.МАМА: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем! ВОВА: Я не могу, помоги мне. МАМА: Не выдумывай! (Приказ.) Сколько раз уже одевался сам! ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее. МАМА: Новые фокусы! Ну-ка, сейчас же одевайся! (Снова приказ.) ВОВА: А у меня не застегивается. МАМА: Не застегивается – так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха. ВОВА (плачущим голосом): Ты плохая…2Дети ссорятся у телевизора – какую программу смотреть. Вася сильно толкает двоюродную сестру прямо в лицо, та падает, громко рыдая. Ее мать прибегает из соседней комнаты, застает сцену: Вася и его младшая сестра смотрят испуганно, но настороженно, «готовые к бою», Лена лежит на полу, громко плача. ТЕТЯ: Что случилось? ЛЕНА: Он меня в лицо-о-о удари-и-л! ТЕТЯ (обращает гневный взор на Васю):!!! АНЯ: Она включила, а он переключил, а она снова включила, а тогда он ее толкнул… вот так… (Показывает.) ТЕТЯ (в негодовании – Васе): Толкнул прямо в лицо! ВАСЯ: Да. ТЕТЯ: Тебе известно, что лицо человека ни при каких обстоятельствах трогать нельзя?! ВАСЯ: Известно! ТЕТЯ: Ты знаешь, что ударить в лицо – это самое большое оскорбление, которое можно нанести человеку?! ВАСЯ: Знаю. ТЕТЯ: Знал и тем не менее сделал. Сделал специально. ВАСЯ (с вызовом): Да, специально. (Убегает.)3В субботу вечером сын в заметно подавленном настроении слоняется по дому. ОТЕЦ: Ты что такой кислый? СЫН: Да так, делать ничего не хочется. ОТЕЦ: Пойди погуляй, погода какая хорошая. СЫН: Нет, гулять не хочу. ОТЕЦ: Ну, позвони Мише, сыграйте в шахматы. СЫН: В шахматы надоело, да и Мишка сегодня занят. ОТЕЦ: Возьми, в конце концов, книжку! СЫН: Да ладно, пап, чего ты привязался. Не понимаешь ты меня. (Уходит в другую комнату, закрывает дверь.) 4Тринадцатилетняя Маша приглашена с мамой на свадьбу. Девочка очень возбуждена, примеряет разные «наряды», хотя выбор не очень большой. Наконец появляется перед мамой и бабушкой с завитыми волосами, в длинной юбке и туфлях на высоких каблуках (то и другое «занято» у старшей сестры). МАША (входит, сияя): Ну как?! МАМА: Господи! Ну и нарядилась! Прямо первая красавица. Смотри, как бы тебя с невестой не перепутали. БАБУШКА: А туфли-то зачем? Ты в них как жирафа на ходулях! (Лицо девочки гаснет, настроение испорчено.) МАША: Ну и идите сами, а я никуда не пойду.5Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обращается к маме. ПЕТЯ: Мне никто не звонил? МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звонка Лены. ПЕТЯ: А тебе все надо знать? МАМА: Надо. Например, я знаю, почему у тебя второй день плохое настроение: с Леной поссорился. ПЕТЯ: Мам, ну хватит! Какое тебе дело?!6ЛЕНА: Пап, я хочу шоколадку, купи-и-и. ПАПА: По-моему, мама тебе уже вчера покупала. ЛЕНА: Одну, и то маленькую. ПАПА: А ты хочешь много. ЛЕНА: Да, много-много.