Публикации
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения
Автор: Побызакова Элла Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения
Автор: Побызакова Элла Леонидовна
Побызакова Элла Леонидовна,учитель русского языка и литературыГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ «У литературы одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром», - писал русский писатель Валентин Распутин. Важным средством формирования доброты, уверенности в себе, доброжелательности и жизнерадостности у детей является духовно-нравственное воспитание. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании отводится образованию. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности [1, С.28]. Поэтому главная цель образования в школе - развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников [2, С.26]Для решения этой проблемы необходимо использовать гуманистический метод обучения, ориентированный на личностный подход к обучающемуся, что способствует формированию, развитию и воспитанию честной личности ребенка, признанию его личностных качеств. Диалог учителя и ученика - основа каждого урока, которая позволяет формировать образ мышления, при котором люди учатся принимать решения и работать с ценностями. Важно научить ребенка видеть отражение моральных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, истинную и ложную помощь другу. Прививая детям добрые чувства, необходимо определить их нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, упрекам и негодованию. Наиболее способствуют этому в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, уроки чтения. Это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся. Урок чтения - это всегда урок добра, нравственности и красоты. На уроках чтения используются тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся формировать собственные нравственные позиции. Слово может мотивировать ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помочь осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.Подтверждение вышесказанному – направленность тематических разделов в учебнике чтения для 5 класса под редакцией З. Ф. Малышевой: «О друзьях-товарищах», «Спешите делать добро», «Из прошлого нашего народа», «Картины родной природы», «О животных».После прочтения произведения важно говорить с детьми, выясняя их отношение к изучению прочитанного, предлагать им высказать свое мнение, что заставляет обучающихся задуматься над прочитанным, оценить поведение того или иного героя, сопоставляя с личный опытом учеников. В ходе обсуждения необходимо пробудить в детях чувство не только принятия, но и осуждения. Это способствует воспитанию у детей нетерпимости к жестокости, равнодушию и эгоизму, а также помогает им увидеть и правильно оценить положительные или отрицательные качества персонажей.Приведу несколько примеров из практики в 5 классе. Русская народная сказка "Морозко" включена в программу по чтению благодаря своему сильному нравственному характеру. Героев сказки дети делят на положительных и отрицательных. Основная идея сказки – воздание за содеянное, торжество справедливости (смирение и доброта будут вознаграждены, гордыня и зло наказаны). Внешняя и внутренняя красота, истинные герои и «примазавшиеся», скромность и нахальство – с такими проблемами сталкиваются ребята в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Быть внимательным к окружающим, чтобы суметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу – вот к чему призывает автор. Стихотворение Э. Асадова «Дачники» воспитывает в учащихся нетерпимое отношение к жестокости и бессердечию, вызывает чувство жалости и сочувствия к брошенным животным. История, рассказанная Н. Гариным-Михайловским про мальчика Тёму и его собачку Жучку, попавшую в беду по вине «какого-то ирода» никого не оставляет равнодушным. Ребята проникаются чувством глубокого уважения к герою рассказа за его решительность, смелость, ответственность по отношению к своему питомцу. Приходят к выводу, что храбрый – не тот, кто не боится, а тот, кто перебарывает свой страх. Анализируя поступки героев рассказа В. Осеевой «Бабка», дети учатся ценить и уважать старость, приходят к пониманию, что нельзя быть равнодушным к своим близким. Очень важно иметь в жизни время, чтобы успеть попросить прощения за все обиды. Иногда так не хватает тепла, внимания и понимания родных людей.Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания личностью нравственных принципов, с добровольного решения помощи людям в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность – воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках литературы, поможет вложить ценное зерно в восприятие и создание доброго мира нашими учениками.Библиографический список:1. Дамова, Ф. Г. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы / Ф. Г. Дамова // Проблемы педагогики. – 2018. – № 1(33). – С. 26-30. Режим доступа: 2. Прохорова, Л. В. Процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся / Л. В. Прохорова // Альманах мировой науки. – 2018. – № 4-2(24). – С. 27-28. Режим доступа: