Публикации "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе"
Автор: Чурикова Ирина Александровна

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».Хорошее усвоение нового материала на уроке – это основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике. Но как научить детей младшего школьного возраста мыслить более продуктивно? Какие при этом использовать методы и приемы, которые помогли бы усовершенствовать мыслительные способности учащихся? Мы все знаем, что мышление можно развивать, значит, развивать умение думать. Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов. В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: стадия вызова, стадия осмысления и рефлексия.I. Вызов.Цель: актуализация имеющиеся у учащихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом; пробуждение познавательного интереса к изучаемому материалу; помощь учащимся в самостоятельном определении направления в изучении темы На первом этапе урока – деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по этому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Информация, полученная на стадии вызова,  выслушивается, записывается, обсуждается. Я, как, наверное, многие учителя начальной школы сталкиваюсь с такой ситуацией, когда ученик не хочет читать. И  при проверке домашнего задания (пересказ, чтение по ролям, «ответы - вопросы») быстро  выясняется, что текст ребенку просто не знаком. И я придумала прием проверки домашнего задания, которым и делюсь с коллегами. Он называется «Фотоглаз». Специфика его такова - я на доске или на презентации записываю слова (вразброс), которые они встречают, например, в 1 части сказочной повести «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен.Город Стокгольм, самая обыкновенная, шведская, семья. Работа ведётся индивидуально или в группах. Дети находят это предложение «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в  самом обыкновенном  доме  живет  самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон.» Выигрывает та пара, которая быстрее всех найдет в тексте данное предложение. А если ребенок дома внимательно читал, то это ему не составит труда. Пара победителей награждается по усмотрению учителя. Сначала, не скрою, побеждали только  сильные дети. Сейчас подтянулся весь класс. Данный метод я использую при проверке домашнего задания и по предмету окружающий мир.1.Корзина идей. Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются  в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок. - Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце?Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:Солнце – это…… -  космическое вещество… - огонь, греющий Землю… - горящий  шар и др. предположенияПодведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.Постановка целей урока. - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце? - Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о Солнце.2.Прием – игра «Верите ли вы?»,  (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»).1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.II. Стадия «Осмысления».Цели:Помочь активно воспринимать изучаемый материалПомочь соотнести старые знания с новыми. На втором этапе урока – стадии осмысления содержания – деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик на этом этапе читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:«Кластер», «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Кубик Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы. Я со вторым классом пока работаю  с приёмом «Кластер» и с кубиком Блума.Моим ученикам очень нравится составлять кластер. Особенно на этапе повторения темы.1.     Кластер.Окружающий мир. 2 класс тема: « Живая  природа».2.«Кубик Блума».На гранях кубика написаны начала вопросов:«Почему»«Объясни»«Назови»«Предложи»«Придумай»«Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Не секрет, что сформулировать вопрос сложнее, чем отвечать на него.III. Стадия «Рефлексии»Цели: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; определить направления в дальнейшем изучении материала На третьем этапе урока учителю следует дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся – соотносят «новую» информацию со «старой» используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На этой стадии – рефлексии – осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. На данной стадии я даю творческое задание-составление синквейна.Приём «Синквейн»  - творческая форма рефлексии.  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. С синквейнами я работаю уже 6 лет. Моим ученикам очень нравится данная работа. Со вторым  классом организовали выставку «Наши синквейны». Если работа ученика высоко оценивается одноклассниками, то ее помещаем на выставку. Счастья тогда нет предела!Киреева Диана на 10 школьной конференции «Шаг к успеху» заняла 2 место со своей работой «Пять волшебных строк»!Примеры синквейнов, которые составили учащиеся. Почва                                                Живая, неживая                                    Разрушают, беречь, выращивать                                       1см образуется за 300 лет!                                           Кормилица!                            (Мишурина Полина) ЛесВеличественный, таинственныйПитает, растет, лечитНациональное богатство страныЛёгкие природы                       (Мищенко Миша) Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то  очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия  в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны,  содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности,  на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы все ученики были думающие, творческие , целеустремленные, чтобы   на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умея отстаивать собственное мнение. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить.Список используемой литературы:1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.4.Давыдов В.В. Психология младшего школьника  // Феникс. – 1995 –№2.5.Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе  // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.5.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Просвящение, 1989. – 156с.6.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, 1994. –320с.