Публикации "Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениями"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениями"
Автор: Олеся Викторовна Цыдыпова

Половое воспитание подростков с интеллектуальными нарушениямиС давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология. В наше «раскрепощенное» время многие родители считают, что касаться «запретной» темы неприлично и стыдно. ЧТО ТАКОЕ ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?Часто ответ на данный вопрос звучит как - это про секс, но увы это заблуждение.Это:Безопасность детей/подростков;Личные границы;Гармоничное развитие подрастающего поколения;Повышение сексуальной грамотности;Гармоничное формирование института семьи;Формирование стабильного психологического характера;Выбор правильного полового поведения; Здоровые отношения.А не только про интимную близость, как многие об этом думают.Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей (воспитателей), психиатров и, конечно, психологов.Многие считают, что специальное выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излишне привлекает внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие.     Точно также обстоят дела и с половым воспитанием   школьников с ограниченными возможностями здоровья. Многие считают, что поскольку сознание умственно отсталого ребенка в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Эта точка зрения является ошибочной, так как пол является фундаментальной характеристикой любого человека, независимо от уровня его развития. По мере взросления человека, в том числе и умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Ребенку с ограниченными возможностями необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у него сексуальных чувств. В детстве у большинства детей с легкой степенью умственной отсталости можно наблюдать те же любопытство и переживания, что и у других детей и подростков. При этом они недостаточно осознают, что их волнует, плохо вербализируют свои пробле- мы Подростки с психическим недоразвитием имеют значительно меньше, чем у здоровых, знаний о половых особенностях и отношениях между людьми, у них недостаточно развита половая идентификация. Способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых подростков характерны в той же степени, что и для здоровых. Обнаружено, что у умственно отсталых хронологически задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли Подростки с умственной отсталостью представляют собой группу риска по сексу альным злоупотреблениям в связи с недостаточными способностями к полноценному пониманию и усвоению социальных норм и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых. Потребность в изучении полоролевых представлений подростков определяется недостаточной готовностью к будущей жизни.в работе с детьми и подростками с нарушением в развитии необходимо учитывать степень их готовности к изучению той или иной темы. Дети одного возраста могут существенно отличаться по уровню физического и психического развития, поэтому без индивидуального подхода работа по половому воспитанию невозможна. Некоторые темы нужно изучать на классных занятиях, та-кие, например, как общие вопросы гигиены, изучение частей тела и их функций, уме- ние проявлять свои чувства и понимать чувства других. Изучение других тем, таких как защита от насилия, пользование косметикой, проявления любви, требует индивидуального подхода.Как поговорить «об этом»?Да, эта тема достаточно щепетильная, и не всегда понятно, как и когда обсуждать ее с особенным ребенком. Здесь опять же индивидуальные рамки: кому-то тема актуальна с пятого класса, кому-то позднее. Но она ни в коем случае не должна быть закрыта! Как известно, дети с интеллектуальной недостаточностью имеют нестандартное и фрагментарное восприятие информации. И самый нетравмоопасный для психики ребенка вариант – если тема сексуальности поднимется дозированно и адекватно в семье, чем из уст сверстников.Важно половые органы называть своими, физиологичными, именами, не демонстрируя неловкость от произношения их названий. Ребенок, употребляющий правильное название половых органов, становится более защищен от недоброжелательных знакомых, так как в их глазах уже выглядит адекватно подкованным в теме. Говорим о последствиях незащищенной половой жизни, подробно обсуждая это, а не оставить на личное додумывание ребенком: «Ну, ты и сам понимаешь…». То, что очевидно для обычных подростков, не очевидно для особенных. Какие болезни передаются при незащищенном половом акте, как они влияют на здоровье и тело; обсудить возможные способы контрацепции и правильные методы их использования; наступление беременности при неиспользовании контрацептивов – действительно рассказать о трудностях этого пути, чтобы подростки могли осознать степень ответственности.Всю подаваемую информацию для детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо подкреплять и наглядно: картинками, историями, видеофрагментами.Конечно, эта тема очень нелегка. Но успешность ее освоения зависит от теплых и дружеских отношений ВЗРОСЛЫМ и ребенком. Если подросток будет знать и чувствовать, что в любой ситуации он может найти поддержку, то не будет бояться говорить об ошибках. А ВЗРОСЛЫЙ сможет мягко направить своего ребенка в нужное русло.СЛАЙД СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ: КО МНЕ ОБРАТИЛАСЬ МАМА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРОБЛЕМА: СЫН, 11 ЛЕТ, ТАК ЖЕ МАМА НАБЛЮДАЛА ЭРЕКЦИЮ, РЕБЕНОК ПРИ ЭТОМ ПРИЖАЛСЯ К НЕЙ. ДАЛЕЕ ЗАСТАЛА ЕГО ЗА МАСТУРБАЦИЕЙ. ОНА ИСПЫТЫВАЛА СТЕСНЕНИЕ, ЕЙ ТРУДНО БЫЛО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ, СОПРОВОЖДАЛА РАССКАЗ ЦИТАТАМИ : КАКОЙ УЖАС , ЧТО ДЕЛАТЬ, КОШМАР И Т Д ЗАПРОС: КАК ЭТО ВСЕ УБРАТЬ. ОПАТ РАБОТЫ С ДАННОЙ КАТЕГОРИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО МНОГИЕ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МЕТОДИКИ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ВАЛИДНЫМИ. ИНТРОПРЕТАЦИЯ В ДАННОМ СЛУЧАЕ МОЖЕТ ОТЛИЧАТСЯ ОТ ВЫЯВЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У НОРМАТИПИЧНОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. МЕТОДИКА НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ .РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ :- ГЛАВНОЕ- СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ. НЕ СТОИТ КРИЧАТЬ ИЛИ ПУГАТЬ РЕБЕНКА. ПОГОВОРИТЬ О СЛУЧИВШЕМСЯ ОБЬЯСНИТЬ ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ ЧТО ЭТО НОРМАЛЬНО, ОБЯСНИТЬ ЧТО ЭТО НАЗЫВЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ТЕРМИНОМ. СКАЗАТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПРИЯТНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (НАДО ПОНИМАТЬ ЧТО РЕБЕНОК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ЭТО КОГДА ОН ВСТРЕВОЖЕН, ЧТО БЫ СНЯТЬ ЭМОЦИОНЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ) ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ У РЕБЕНКА, МОЖЕТ ЕГО ЧТО ТО ТРЕВОЖИТ? ЗАВЕРТЕ РЕБЕНКА ЧТО НЕ ОСУЖДАЕТЕ ЕГО. , ЧТО ЭТО НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ. ОБЯСНИТЕ РЕБЕНКУ ЧТО ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ ЭТО КОГДА ОН ОСТАЕТСЯ ОДИН, КОГДА НИКТО НЕ ВИДИТ И СОБЛЮДАЙТЕ ЕГО ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ. ЕСЛИ ПРОБЛЕМА ОСТАЕТСЯ ТО НУЖНО ОБРАТИТСЯ К СЕКСОПАТОЛОГУ ИЛИ ДЕТСКОМУ ПСИХИАТОРУ . ЕСТЬ ДЕТИ КОТОРЫЕ НЕ СПОСОБНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО СПРАВИТСЯ С СВОЕЙ ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТЬЮ. И ПОСКОЛЬКУ СЕКССУАЛЬНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕСУ ПРИЯТНО А НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАОБОРОТ, ВЫЗЫВАЕТ ПСИХИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ И ОН СТАРАЕТСЯ ДОСТАВИТЬ СЕБЕ УДОВОЛЬСТВИЕ КАК УМЕЕТ. ШТРИХОВКА- ГОВОРИТ О ТРЕВОЖНОСТИ, ИМПУЛЬСИВНОСТИ УМЕНЬШЕННЫЙ РАЗМЕР НИЗКАЯ САМООЦЕНКА ТОЛСТЫЙ ХВОСТ- ЗНАЧИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ХВОСТ.ПРЕДЛАГАЮ Выполнить несколько упражнений которые будут полезны для РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. 6. Упражнение «Чем мы похожи»Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности.Время: 5–7 мин.Процедура проведения. на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, символ дарю тебе , потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос» (или наши имена начинаются на одну и ту же букву и т.д.). Анализ:— Как вы себя чувствовали, когда старались найти нечто, вас объединяющее?— Было ли у вас несколько вариантов ответа, так что приходилось выбирать?Прием рефреймингаРефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Например,: Представьте ситуацию: руководитель компании объявил сотруднику, что его через два месяца уволят по сокращению штата. Весть неприятная и человек расстроился, увольнение — нерадостное событие. Он делится переживаниями с другом, который говорит: «Могло быть хуже и тебя бы уволили через неделю. А так у есть два месяца, чтобы найти новую работу!». Его товарищ всего лишь сместил фокус проблемы и по-другому на неё посмотрел, как появилось решение.Основная мысль : что бы не происходило, нужно найти положительный моменты.давайте попробуем: что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус?Девушку бросил молодой человек, не объяснив причину. Вы знаете что сегодня проходит вечеринка, но вас на нее не пригласили. Вы прогуляли урок/ работу и по этому поводу вас вызовет директор. -Любовь бывает разная, родительская, дружеская и т д сегодня мы поговорим о любви к юноше, к мужчине. Поделитесь на 2 команды и поработай с списком ЮНОША С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЮНОША С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЗАЧИТАЙТЕ нарисуйте егоТЕПЕРЬ МНЕ НУЖНЫЯ ПРИГЛАШАЮ 3 ГЕРОЯ- ЮНОШУ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ И ЮНОШУ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ Объясните принцессе почему она должна встречаться именно с вами в тч 2 х минут .Упражнение сердце. Сделайте сердце из листа а 4 без ножниц . напишите кто имена людей кто занимает место в вашем сердце. Посмотрите на свой список. Нравится ли вам он ? нравится ли вам что те или иные люди занимают место в вашем сердце?Дистанция общения . 2 шеренги напротив на расст 3 м что б каждый нашел свою пару напротив. По сигналу одна шеренга медленно проходит к другой. Другие ждут пока напарник приблизится на такое расстояние что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит жестом остановить напарников. После участники меняются. (возможность попрактиковаться в определенной комфортной дистанции общения. Какая дистанция наиболее показалась комфортной? Насколько это зависит от собеседников? В частности от их пола? Какие эмоции возникают если дистанция оказывается более или менее комфортной.«Вопросы на бумажках»Напишите вопрос той ситуацию которая вас беспокоит. Которую мы можем обсудить сейчас. Попробуем решить и найти выход (если сложно написать свою проблему, то можно выдумать)Каждый участник вытягивает вопрос поочередно, ищет пути решения.