Публикации
ТЕМА: Реализация программы воспитания через инвариантный модуль «Школьный урок»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕМА: Реализация программы воспитания через инвариантный модуль «Школьный урок»
Автор: Журавлева Татьяна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕМА: Реализация программы воспитания через инвариантный модуль «Школьный урок»
Автор: Журавлева Татьяна Владимировна
МКОУ СОШ №% г. ТАЙШЕТ ТЕМА: Реализация программы воспитания через инвариантный модуль «Школьный урок» ЖУРАВЛЕВА Т.В.2023 годФедеральный закон«Об образовании в РоссийскойФедерации»В мае 2020 года президент РФВ.В. Путин инициировал изменения вФедеральномзаконеобразованиивРоссийскойФедерации»,которыекасалисьусиления воспитательного процесса вобразовательных организаций. В 2021году педагоги приступили к реализации программы воспитания.Структура примерной программы. Программа состоит из четырех основных разделов. 1-й раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». В нем представлен алгоритм описания школой специфики своей деятельности в сфере воспитания. 2-й раздел «Цель и задачи воспитания». В нем на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. 3-й раздел «Виды, формы и содержание деятельности». Здесь показывается, каким образом может осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования). Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды». 4-й раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы». В нем показывается, каким образом в школе может осуществляться самоанализ воспитательной работы В свою программу воспитания я включаю модуль «Школьный урок», в содержании которого представлены виды и формы деятельности ,обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.1. ШКОЛЬНЫЙ УРОК Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания?Давайте разберемся, когда же наши уроки становятся воспитывающими? (-они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность; -они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах; -время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.) Как всего этого добиться? Об этом и поговорим. Делаем урок интересным. Что этот интерес дает воспитанию? Ответ прост: если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников. К такому учителю дети будут больше прислушиваться. Его требования и просьбы будут восприниматься детьми позитивнее. Ему проще будет побуждать школьников соблюдать нормы поведения и правила учебной дисциплины. Ему проще будет реализовать воспитательные возможности своего учебного предмета. Для того, чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, я пользуюсь некоторыми нехитрыми приемами. 1. установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их вниманияНахожу время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них. При этом стараюсь больше слушать детей и не стремлюсь переносить акцент в разговоре только на себя и волнующие только меня вопросы. 2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Например: обговариваю с детьми правила, которые нельзя нарушать на уроке ни при каких обстоятельствах, выбираю те правила, которые больше всего мешают проведению урока. 2. Стараюсь использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Это помогает мне сократить дистанцию между мной и учениками, поможет стать для школьников значимым взрослым, будет способствовать созданию детско-взрослых общностей, столь важных в воспитании. 3. Реализовываю на своих уроках мотивирующий потенциал юмора. Юмор способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой помогает разрядить напряженную обстановку в классе, создать доверительный психологический климат 4. Чаще обращаюсь во время урока к личному опыту своих учеников. 5. Стараюсь обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Делать акцент на его интересах, увлечениях, привычках. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. Этот прием имеет простое психологическое объяснение – когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку. 6. Проявляю особое внимание к ученикам, нуждающимся в таком внимании. В таких ситуациях важно проявить участие: поинтересоваться, все ли нормально, а в случае плохого самочувствия ребенка – предпринять необходимые меры. 7. Обращаюсь к вымышленному образу учеников, создавая вокруг какой-то учебной проблемы небольшой фантазийный мирок. 8. Заводим в классе маленькие, привлекательные для детей традиции. Например, каждый урок начинается с мини игры «Счастливчик» В классе случайным способом выбирается один ученик, который будет отвечать домашнее задание любым способом (устно у доски, письменно на карточке, в тетради и т. д.), у него есть право отказаться, если он получает отметку, которая его не устроит, то и от нее он может отказаться. Такая игра в начале урока настраивает детей на позитивный лад, снимает психологическое напряжение перед опросом, позволяет быстрее включиться в учебный процесс.9. Не бояться просить прощения у своих учеников – за свои ошибки (не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает), учитель приобретет в глазах детей честного и порядочного человека. И не правы те, кто считает это проявлением слабости.10. Наконец, просто честно выполнять свою работу. Несмотря на усталость, нехватку времени, стресс, работать не спустя рукава. Общеизвестно, что халтуру и равнодушие к себе чувствуют все дети, и… не всегда прощают. Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес – это, безусловно, важное условие, но оно не единственное. Воспитывающий урок – это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество.Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке.В сборнике «Воспитание +» разработанном Институтом стратегии развития образования Российской Академии образования, представлены примеры модулей из рабочих программ школ России, в том числе и варианты представления модуля «Школьный урок». Педагогам, проектирующим свою деятельность в рамках данного модуля, важно на основе опыта педагогов школы выделить приоритетные идеи развития воспитательного потенциала урока, продумать и предложить систему взаимосвязанных, взаимодополняющих видов деятельности в рамках урока и внеурочной деятельности. «Школьный урок» - это не просто отдельный модуль. Он незримо переплетается с другими модулями-«Классное руководство», «Внеурочная деятельность» и т.д. На одном уроке у детей невозможно воспитать честность и милосердие, мужество и волю, вежливость или какое-либо другое качество. Для этого нужна интеграция урока с различными формами воспитательной деятельности, реализуемых в классе, в кружках и секциях, в детских общественных объединениях, в системе внешкольной деятельности.