Публикации Особенности психоречевого развития детей раннего возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности психоречевого развития детей раннего возраста
Автор: Родина Людмила Александровна

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Родина Людмила Александровна, учитель-дефектолог МБОУ «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», E-mail: Аннотация. В статье представлены результаты изучения психоречевой деятельности детей раннего возраста, выделены группы детей по уровню речевого и неречевого развития. Ключевые слова: ранний возраст; дети раннего возраста; психоречевое развитие; задержка речевого развития; психолого-педагогическая диагностика. PECULIARITIES OF PSYCHO-SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AGERodina Lyudmila Alexandrovna, teacher-defectologist of MBOU "Boarding school for children with disabilities No. 1 of the Elektrostal city district of the Moscow region",e-mail: Abstract. The article presents the results of the study of psycho-speech development of early age children, groups of children are identified by the level of speech and non-speech development. Keywords: early age; children of early age; speech development; speech delay; psychological and pedagogical diagnostics. В последнее время растёт число детей раннего возраста, имеющих отклонения в развитии речи разной степени выраженности и различного происхождения, которые часто приводят к тяжёлым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Кроме того, коррекционно-педагогическое воздействие осуществляется логопедами, в основном, начиная с дошкольного возраста, а дети раннего возраста остаются без должного внимания. В психолого-педагогической литературе есть исследования, посвящённые изучению речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли Н.М. Аксарина, E.H. Винарская, Л.С.Выготский, А.Н. Гвоздев, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Д.Б. Эльконин и многие другие. Данные исследования говорят о том, что время возникновения и особенности развития речи во многом обусловлены уровнем сформированности у ребёнка сенсомоторной и познавательной сфер. Кроме того, формирование речи в раннем возрасте происходит в постоянном взаимодействии с другими функциями ( Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, A.A. Люблинская и др.). Задержка развития речи различного происхождения приводит к отставанию в формировании основных функций языка: коммуникативной, познавательной и регулирующей, что приводит к задержке развития познавательных процессов (О.Г. Приходько). Ранний возраст является наиболее значимым для становления речи, поскольку именно в этот период происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон. Разнообразные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка (Е.Ф. Архипова). Нарушение формирования сенсорно-перцептивной, двигательной сфер, познавательной активности оказывает непосредственное негативное влияние на речевое развитие в дальнейшем. Этим обусловлена необходимость изучения уровня сформированности предпосылок становления речи детей раннего возраста и определения степени влияния нарушений их формирования на процесс становления речи. Целью нашего исследования было выявить на ранних этапах имеющиеся отклонения в психоречевом развитии детей. Были поставлены следующие задачи: 1) определить уровень и состояние неречевой деятельности детей 3-х лет;  2) определить уровень и состояние речевой деятельности детей 3-х лет; 3) выявить характер соотношения уровней речевого и неречевого развития детей 3-х лет. Для решения поставленных задач в данной работе использовались следующие методы: - психолого-педагогический эксперимент; - количественный и качественный анализ данных эксперимента. Экспериментальное исследование проводилось нами в Службе ранней помощи ГОЦ ППМСП г. Орла. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 3-х лет, посещающих данную группу. В нашем экспериментальном исследовании была использована схема психологологопедического обследования детей третьего года жизни Е.Ф. Архиповой [2], дополненная заданиями из «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 3-х лет» Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева и др. [1], программы обследования детей 2-3 лет О.Г. Приходько [3] и программы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой [4]. В исследовании использовалась балльная система оценки 27 параметров, включающих внеречевую и речевую деятельность ребёнка. Данные параметры были распределены по следующим линиям развития ребёнка: социальное развитие, двигательное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Обобщенные результаты позволили составить график-профиль психоречевого развития каждого ребёнка. Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы: 1. У детей раннего возраста «группы риска» отмечаются разнородные нарушения развития общей и мелкой моторики, нарушения движений артикуляции, тонуса мышц. В двигательном развитии преобладают низкий (30 %) и средний уровни (40 %). 2. У детей отмечена низкая способность к подражательной деятельности и имитированию речи и действий взрослого, недостаточно развита эмоционально-мимическая деятельность. Социальное развитие у большинства детей находится на среднем уровне (60 %). 3. Уровень познавательного развития большинства детей недостаточно сформирован по возрасту (60 %): дети не владеют выбором характеристик предмета по слову, самостоятельно их не называют, при этом сличение и соотнесение развито; внимание быстро истощается, легко отвлекаются; отмечается недостаточно выраженный познавательный интерес. 4. Речь 80 % обследованных детей не соответствует возрасту. В большинстве случаев она характеризуется использованием звукоподражаний или отдельных звуков, лепетных слов. Построение предложений очень ограниченно (2-3 слова) и недостаточно связанно. Отмечается низкий уровень развития активного словаря при более расширенном пассивном. Имеются многочисленные ошибки при воспроизведении звукослоговой структуры слова – дети пропускают слоги, заменяют звуки. Отмечаются отсутствие в речи звуков раннего онтогенеза (м, н, к, х, т). У всех детей отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия, а именно трудности различения звуков 5. Дети 3-х лет представляют собой неоднородную группу по уровню речевого и неречевого развития. С учётом уровня сформированности речи, а также характера и степени выраженности нарушений предпосылок её формирования нами выделены 3 группы детей (согласно типам задержки психоречевого развития по О.Г. Приходько [3]): - 1 группа – дети с легкой задержкой речевого развития – они обнаруживают высокий уровень понимания речи и средний уровень развития активной речи, а также высокие и средние показатели сформированности речевых предпосылок (20 %); - 2 группа – дети с задержкой речевого развития – для них характерно сочетание высокого уровня развития импрессивной речи и низкого уровня развития экспрессивной речи, а также неравномерное познавательное, эмоциональное и социальное развитие (60 %); - 3 группа – дети с выраженной задержкой речевого развития – их отличает низкий уровень развития понимания речи и активного говорения в сочетании с низкими показателями познавательного, эмоционального и двигательного развития (20 %). Выявленные уровни и состояние развития речевой и неречевой деятельности детей раннего возраста нацеливают нас на разработку дальнейших коррекционно-логопедических мероприятий по преодолению имеющихся трудностей.  Список литературы: 1. Аксенова, Л.И. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями. // Вестник Московского городского педагогического университета. – Серия: Педагогика и психология. – 2010. – № 1. – С. 67-82. 2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / 2. Е.Ф. Архипова. – М.: ACT: Астрель, 2006. – 222 с. 3. Приходько, О.Г. Комплексное диагностическое обследование детей раннего возраста / О.Г. 3. Приходько // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сб. науч. ст. по материалам междунар. научнопракт. конф. (18–20 апр. 2013 г.) / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГБОУ ВПО МГПУ), Ин-т спец. образования и комплекс. реабилитации ; [сост.: О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова]. – М., 2013. – С. 129-135. 4. Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А., Разенкова, Ю.А. и др. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.