Публикации
Педагогические условия реализации национально-регионального компонента народной художественной культуры по программе дошкольного образовательного учреждения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические условия реализации национально-регионального компонента народной художественной культуры по программе дошкольного образовательного учреждения
Автор: Новикова Анна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические условия реализации национально-регионального компонента народной художественной культуры по программе дошкольного образовательного учреждения
Автор: Новикова Анна Александровна
Педагогические условия реализации национально-регионального компонента народной художественной культуры по программе дошкольного образовательного учрежденияА.А. Величко,музыкальный руководительМБДОУ д/с №84, г. Белгородаvelichko_anna@lenta.ruВ настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенные в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обрядах, праздничной культуре. Слово «традиция» (от лат. traditio – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.Проблема сохранения, изучения и развития традиционной культуры занимает значимую позицию в вопросах благополучного социокультурного развития. Пути решения данной проблемы были заложены органами государственной власти в Основах государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегией государственной культурной политики на период 2030 года в Белгородской области. Лучшие педагоги, стоящие у руля этой идеи, пришли к выводу, что для решения этих всех проблем необходима комплексная система воспитания и образования учащихся, основанная на национальных ценностях, идеалах, традициях русского народа и лучших достижениях мировой культуры, способствующая органичному воспитанию подрастающего поколения, обеспечивающая приобщение детей к добру, любви, правде, истине и красоте, стимулирующая духовную работу ученика, осознание смысла жизни и своего предназначения в ней, побуждающая к творчеству и воспитанию ума. Процесс познания традиций родного края в образовательных учреждениях необходимо начинать с самых первых ступеней. Современное дошкольное образовательное учреждение ведет разностороннюю деятельность, направленную на повышение качества воспитания и образования ребенка. Это основной вектор развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 84 г. Белгорода (МБОУ ДС № 84)». Учреждение функционирует в режиме 5-ти дневной рабочей недели и включает группы общеразвивающей и комбинированной направленности, а также группы компенсирующей направленности. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.Структура МДОУ ДС № 84 г. БелгородаСреди приоритетных направлений учреждения - программа по созданию комфортной среды пребывания ребенка. Осуществление этой идеи основано на принципах: позитивного отношения к людям, миру и самому себе; самостоятельности и инициативности; разностороннего развития личности; уверенного взаимодействия с детьми и взрослыми. Благоприятные условия формирования комфортной среды пребывания ребенка разработаны и представлены в рабочей программе музыкального руководителя по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»; направление «Музыка») для детей дошкольного возраста (2-7 лет).Цель рабочей учебной программы: Приобщение к музыкальному искусству (а также приобщение детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре); развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.Задачи: развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса; воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности; развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении. Для реализации целей и задач программы, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Ниже представлен Психофизиологические характеристики каждой возрастной категории.1-я младшая группа (от 2 до 3 лет)На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. 2-я младшая группа (от 3-х до 4-х лет)Дети этого возраста легко воспринимают не только песни с ярким сюжетом, но и инструментальную музыку с контрастными частями. Могут отличить музыку быструю - медленную, тихую – громкую. Способны отличить музыку по жанровому признаку и назвать: песня или танец. Умеют пользоваться различными музыкальными инструментами: деревянные ложки, копытца, погремушки, металлофон, барабан, бубен. В песнях способны эмоционально выразить содержание: грустное («Серенькая кошечка») и веселое («Веселый музыкант»). Дети этого возраста способны обращать внимание на качество движения: при ходьбе, беге, на согласованность движений рук и ног. Способны к выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов в игре, танце, показе сказки: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.Средняя группа (от 4-х до 5-ти лет)В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. Начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлеченно говорят о нем (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности), соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в такт музыке, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Старшая группа (от 5 до 6 лет)В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» и интегрирует со всеми образовательными областями: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. В процессе обучения по представленной программе дети получают навыки слушания музыки, пения песен (в том числе народных – как под сопровождение игры концертмейстера, так и в хоровом исполнении, а капелла), игры на простейших музыкальных инструментах (в том числе народных духовых и шумовых), знания средств музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, высота звука и т.п.), приобретают умение выполнять простейшие танцевальные движения в соответствии музыкальным акцентом.Значимым компонентом программы является ее материал, включающий образцы народного песенно-хореографического и инструментального творчества, в том числе, записанные на территории Белгородчины. Все образцы рассредоточены по разделам программы, в соответствии со сложностью освоения и психофизиологическими возможностями ребенка. Согласно мнению исследователей, в основе творческого мышления находится образное восприятие окружающего мира, способность удивляться – видеть новое в привычной обстановке, неожиданное в, казалось бы, обычной ситуации. Для детей младшей группы наилучшим образом подойдут малые жанры детского фольклора, связанные с тактильным воздействием. В традиционной крестьянской среде такие игры – потешки исполняли детям взрослые (мать, бабушка, няня). В условиях детского образовательного учреждения эту роль выполняет учитель музыки, а при разучивании материала можно организовать игры парами. Ито игры: «Ладушки», «Сорока, сорока». На уроках музыки во 2-й младшей группе можно вводить уже элементы детского творчества – всевозможные считалки. Эта форма способствует развитию коммуникационных навыков, координации движений, чувства ритма и речи. Специфика считалок заключена в неизвестности выбора, а также возможности остаться в кругу. Эта особенность игровой формы способствует развитию смекалки, организованности ребенка, концентрации внимания и в целом развивает лидерские качества. На занятиях с детьми средней группы целесообразно вводить песенные формы фольклора в сочетании с хореографическими движениями. Это могут быть круговые игры-хороводы, в которых участники изображают исполняемый поэтический текст. Например, игровой хоровод «Заинька серенький» из села Большое Красненского района Белгородской области. Разучивание таких несложных, на первый взгляд, произведений способствует развитию у ребенка целого комплекса навыков: координации движений (поскольку пантомима требует связи с музыкально-поэтическим текстом), песенного интонирования, дыхательного аппарата, музыкальной памяти, дикции. То есть решая творческие задачи (как можно доходчивее и точнее изобразить действие или предмет), ребенок подспудно синхронизирует в своем сознании ряд смежных действий. Детям старшей группы можно предлагать уже разножанровые произведения фольклора с поэтическими текстами, имеющими сюжетное развитие, конечно, соответствующие возрастным особенностям восприятия. Таковыми могут быть игровые хороводы с сольными выходами участников. Например, в хороводе «Посеял дед репку» разыгрывается сюжет одноименной сказки. Каждому участнику предварительно определена роль (по желанию или через уже известную детям считалку). В этом хороводе сочетаются элементы хорового пения, хореографии, а также артистические сольные выходы участников. В ходе разучивания данного произведения у ребенка формируются навыки коммуникации, артистизма, самостоятельности принятия решения (в частности, в вопросе образа персонажа, подачи его реплики) в дополнении к перечисленным выше. Занятия с детьми подготовительной группы целесообразно в комбинированной форме, сочетая практическую часть с беседой. Подобная методика представлена в работах М. Ю. Новицкой. Автор рекомендует изучать праздники и обряды согласно крестьянскому годовому кругу. Осень – период празднования сбора урожая, молодежных посиделок; зима – время рассказов волшебных сказок и празднования святок с исполнением колядок, щедровок и авсеней; весной – разучивание закличек, раскрашивание пасхальных яичек, вождение хороводов. Такой подход способствует формированию у ребёнка целостной картины народной культуры, а также способности видеть и понимать ее детали. Таким образом, последовательное внедрение образцов народного песенно-инструментального творчества в образовательный процесс дошкольного учреждения значительно расширяет кругозор ребёнка, обогащает практический опыт песенного, танцевального и инструментального искусства и способствует раскрытию у него тех или иных творческих способностей. Внедрение регионального компонента в образовательную программу в долгосрочной перспективе отвечает проблеме сохранения народных традиций и формирует у ребенка чувство сопричастности к творческому наследию своих предков.