Публикации Из опыта работы. Проблемное обучение на уроках истории и обществознания.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта работы. Проблемное обучение на уроках истории и обществознания.
Автор: Галина Ивановна Тодышева

Из опыта работы. Проблемное обучение на уроках истории и обществознания.Главной целью реализации программ школьного исторического образования является: формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире. Важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа. Для достижения данной цели необходимо решить задачу по профессиональной ориентации обучающихся путём предоставления высокого уровня образовательных услуг.Главной задачей своей деятельности считаю необходимость развивать и обогащать ребенка новыми знаниями, совершенствовать полученные навыки, создавать условия для формирования и развития универсальных учебных действий через предметное содержание. Постоянно занимаюсь самообразованием, стремлюсь к новаторству, к поиску наиболее оптимальных методов обучения и воспитания. Применяя педагогические технологии в практической деятельности, я убедилась, что процесс обучения истории и обществознания можно рассматривать с новой точки зрения, добиваясь более качественных результатов.Для формирования и развития учебной мотивации использую различные приемы и типы учебных заданий в зависимости от возрастных особенностей учащихся. В классах среднего звена поддерживаю интерес к изучаемому материалу через вопросы и задания занимательного и познавательного характера, в старших через практические задания, проблемные вопросы, сопоставление различных карт, определение исторических объектов и т.д. Результаты фронтального диагностирования эмоциональных состояний на уроках по отдельным предметам учащихся 5-х классов (методика Л.А. Ясюковой) показывают положительную динамику показателей позитивного отношения к предмету «История» в адаптационный период.Исходя из специфики предмета, содержания учебного материала и объема недельных часов на различных этапах обучения, в основу системы преподавания мною положена технология учебных циклов – одноурочных или двухурочных. Структура учебного цикла включает этапы:
  • актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала,
  • формирование нового знания,
  • первоначальное (репродуктивное) закрепление,
  • тренировочное закрепление
  • итоговое закрепление и контроль знаний.
  • Учебный процесс строю на основе деятельностного подхода в обучении, который реализую через сочетание психолого-педагогических технологий:технологию проблемного обучения применяю на этапе формирования нового знания. Постановку проблемы осуществляю через теоретические или практические задания, выполнение которых требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. На уроке создаю проблемные ситуации, направляю обучающихся на её решение Например, при изучении темы «Восстание Е.И. Пугачева» в 8 классе: задаю вопрос «Руководитель народного восстания Е.И. Пугачёв – разбойник или защитник народа?» Затем вопрос переводится в проблемную ситуацию. Класс делится на две группы: 1 группа- поиск информации, доказывающий, что Пугачев –разбойник;».2 группа –поиск информации, доказывающий, что Пугачёв –защитник народа. Учащиеся подбирают факты. И затем делаем выводы. Технология проблемного обучения формирует гармонически развитую личность, способную критически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, развивать критическое мышление.Использую задания-парадоксы, например: Иванов В. А. работал в ООО «Вымпел» по срочному трудовому договору и заболел. Срок действия его трудового договора истёк во время его болезни, и его уволили. Правомерны ли действия ООО «Вымпел»?   Задания на установление причинно-следственных связей. Например « В 945 году Игорь Старый погиб в земле древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Назовите 3 последствия данного события. Решение проблемы организую в процессе совместной самостоятельной деятельности учащихся или под моим руководством в зависимости от уровня готовности учащихся, сложности поставленной проблемы. В процессе решения проблемы мы раскрываем цепь логических рассуждений, формулируем определения новых понятий и терминов, составляем Технология развития критического мышления для меня ценна уже тем, что объединяет известные принципы личностно-ориентированного и деятельностного обучения, на основе сотрудничества,  творческой и проектной работы. Как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.На первой стадии, стадии «вызова», направленной на активизацию исследовательской деятельности, чтобы пробудить интерес к теме, я предлагаю учащимся сначала, например, отгадать картинку или фотографию, связанную с темой урока и спрятанную под пазлом, а затем определить цели изучения предстоящего учебного материала, при этом  стимулируя учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, посредством заполнения таблицы(знаю/хочу узнать/узнал) или составления и обсуждения кластера (выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди) или применение концептуального колеса(подбор синонимов, антонимов). Одним из приемов, используемых мною на стадии вызова, является «Понятийное колесо». В центре доски или на слайде пишу ключевое(изучаемое на уроке) понятие , а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети. Данный прием применяю у обучающихся старших классов для активизации мыслительной деятельности с целью актуализировать имеющиеся знания и лексический запас по той или иной теме. На второй стадии, на фазе осмысления класс делится на группы учащиеся получают пакет с документами, картами, схемами, при этом осуществляют контакт с новой информацией; сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения; обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему; готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. (учащиеся классифицируют информацию в зависимости от своих знаний и заносят в маркировочную таблицу (v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу).На третьей стадии - рефлексии происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации: организовываю обсуждение пройденного, фиксируем рассмотренный материал в таблицах, кластерах, схемах.В результате учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.Использование игровых технологий ролевых, деловых игр на уроках позволяет моделировать жизненные ситуации, раскрыть творческие способности ученика. Например на уроках обществознания, при изучении основ избирательного права провожу деловую игру «Выборы школьного управления» Учащимся предлагается баллотироваться на роль руководителя школьного совета, предлагаю составить и защитить собственную избирательную программу, войти в роль руководителя, спроектировать жизненную ситуацию.Ученики начинают интересоваться предметом, активизируются познавательные процессы учеников на 80% внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение. Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать применять. В результате применения современных технологий на уроках истории и обществознания меняется динамика показателей позитивного отношения к предмету Таким образом, применение современных психолого-педагогических технологий, нестандартные формы подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формируют гуманитарные компетенции. Применение данных технологий в учебном процессе эффективно прежде всего тогда, когда учителем ставится задача: на базе имеющихся знаний и умений обучающихся сформировать качественно новые способы деятельности. А также на уроках и во внеурочной деятельности применяю технологии: здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения, интегрированного обучения, Кейс – технология и другие.