Публикации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Автор: Довыденко Лена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Автор: Довыденко Лена Анатольевна
Довыденко Лена Анатольевна,воспитатель,МБДОУ Забитуйский детский садИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.Средний дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, развитию речи и обогащению словаря, приобретению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.Для получения качественных знаний, нужно постоянно искать новые, необычные формы, методы, интересные детям. Одним из таких методов считаю метод моделирования проблемных ситуаций. Создание проблемных ситуаций позволяет детям доказывать свою точку зрения, используя ранее полученные знания. Например, для закрепления темы «Свойства металла» я предложила детям такую ситуацию: «Ключик от каморки папы Карло Буратино уронил в колодец. Как достать золотой ключик, ведь Буратино не умеет плавать?» Проблемные ситуации я использую и при введении новой темы. Например, сочиняем с детьми сказку, в которой Баба Яга заколдовала воду и она стала непригодна для питья. Что же нам делать, ведь мы знаем, что без воды человек не может долго обходится! Появляется Незнайка (или любой другой персонаж) и предлагает детям карточки, с помощью которых можно решить эту проблему. На столах у детей карточки, на которых изображено срезанное горлышко пластиковой бутылки, пластиковая бутылка, вата или салфетка, чайник. Размышляя, дети приходят к выводу, что нужно вставить отрезанную верхнюю часть бутылки, затем вставить в бутылку, положить вату, пропустить через вату воду, очищенную воду прокипятить.Новые стандарты дошкольного воспитания нацеливают нас на использование нетрадиционных форм организованной деятельности с детьми. При проведении опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использую информационно-коммуникационные технологии, а именно использование интерактивной доски. Детям понравилась интерактивная игра «Природа вокруг нас», «В гостях у леса», «Хочу стать знатоком природы!», «Друзья природы» в рамках реализации группового проекта «Заповедники Алтайского края», посредством интерактивных игр были изучены свойства соленой и пресной воды, свойства песка, глины, снега, а так же дети ознакомились с миром флоры и фауны. Интересно, увлекательно проходят организованные совместно с родителями интерактивные игры: «Что? Где? Когда?» «Поле Чудес». Так же при планировании опытно-экспериментальной деятельности я использую проектный метод, цель которого заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать работать в коллективе. Мною разработан годовой проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие «Юные физики», «Юные биологи», «По лабиринту опытов – к науке!». В результате данных проектов дети расширили знания о различных свойствах и физических явлениях окружающего мира.Шагая в ногу со временем, в своей деятельности я так же использую мультимедийные технологии, которые имеют преимущества перед традиционным занятием. Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления информации: аудио, видеоизображения, анимацию текста. Таким образом, воздействуя и через слуховой, и через зрительный канал, мультимедиа создает условия для получения и усвоения информации. Интересно и необычно я провела занятие на тему «Сладкие опыты». Детям была представлена презентация о сахарной свекле, о производстве леденцов, а опыт нагревания сахара над спиртовкой, дети наблюдали на экране в режиме «Онлайн».Подобные занятия, как правило, вызывают интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и компьютер сам по себе очень привлекателен для большинства детей.Хочется отметить, что компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи. Игра играет большую роль в развитии ребенка. Я предлагаю детям игры, в которых они могли бы использовать полученные знания, применить результаты экспериментирования.Наряду с традиционными играми, например, интерактивная игра «Юный химик», я использую интерактивную лабораторию "Юный химик" из серии "Увлекательная химия" от бренда "Висма" предназначен для постановки экспериментов в домашних условиях. Если у вас дети интересуются окружающим миром во всех его проявлениях, то можно поразить их воображение таким полезным и увлекательным набором. Внутри множество химических веществ, которые станут объектами для исследования в ходе проведения опытов, описанных в красочной инструкции. Такие занятия станут не только развлечением, но и обучением, в ходе которого ребенок познакомится с простыми и доступными для дошкольного возраста законами химии. В этой лаборатории представлены не только химические вещества для проведения опытов, но и специальное оборудование, как у настоящих ученых, а так же интерактивные игры на диске, при прохождении которых, дети проводят опыты, общаясь с ученым, и знакомятся с простыми химическими свойствами окружающих предметов. Комплект позволяет ребенку в домашних условиях провести множество интереснейших экспериментов: «Сода как индикатор для кислоты», «Почему нельзя нагревать минеральную воду?», «Что такое сода и какая она бывает?», «Роль соды при приготовлении теста?», «Яйцо-ныряльщик», «Добываем углекислый газ?»,«Где в газировке прячется кислота?», «У цветов тоже есть газ», «Как растворить карбонат кальция в воде?», «Накипь: как с ней бороться?». Процесс проведения экспериментов подробно описан в красочной иллюстрированной инструкции и представлен в видео варианте на интерактивном компакт-диске из набора. Такое интересное и увлекательное занятие поможет детям поближе познакомиться с такой интересной наукой, как химия и разовьёт его кругозор.При проведении опытов необходимо присутствие рядом взрослых и тщательное соблюдение техники безопасности. В него вошли химические реактивы, а также лабораторное оборудование: резиновые перчатки, пробирки и стеклянные трубки, чашка Петри, лакмусовая бумага, шпатель, штативы и многое другое. С таким арсеналом средств у ребенка будет возможность поставить серию опытов из области бытовой химии. В частности, он научится выводить пятна и бороться с накипью, а также проверять качество продуктов питания. Таким образом, сочетание традиционных и инновационных методов, позволяет сделать опытно-экспериментальную деятельность детей более интересной, насыщенной, увлекательной.Список литературы:Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. № Горюнова М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе (+ CD-ROM) /М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева. — БХВПетербург,2010.