Публикации "Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр"
Автор: казицкая Ирина Петровна

Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр.Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития. К одному из условий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья. В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.). Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение. Рассматривая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развития интереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание игры с мячом и др.)        Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми взрослыми, общения.Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания и развития: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Для того, чтобы сюжет игры был принят малышом, педагог должен дать изображаемому образу характеристику, «немая» игрушка должна заговорить. Таким образом создается игровая ситуация. С целью сохранения этой игровой ситуации в процессе игры необходимо пояснять происходящее, направлять действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с еепомощью главное, что малыш должен усвоить. Для эффективной организации и проведения подвижных игр и двигательныхупражнений необходимо специально подобранное спортивное оборудование, атрибуты, игрушки. В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:    - Образовательная - в ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.   -  Развивающая - участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).   - Воспитательная - в процессе игры ребёнок учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.Подвижные игры классифицируются по:степени подвижности игры:- малая- средняя- большаяпреобладающим движениям:- игры с прыжками- с перебежками и др.предметам, которые используются в игре:- игры с мячом- с лентами- с обручами и др.В раннем дошкольном возрасте- Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)- Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)Анализ (всегда дается только положительный).Таким образом можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т.к. ребенок раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений, координацию и равновесие. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости ипосещаемости ДОУ. А также повышенный интерес детей к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, развитие личностных качеств.Картотека подвижных игр.Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»Цель: учить детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.Описание. Дети стоят в кругу с воспитателем. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к горке беги», дети бегут к горке и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к качелям беги», дети бегут к качелям и ждут воспитателя.Подвижная игра «Лови мяч»Цель: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.Описание: Дети стоят в круг. Воспитатель с большим мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и бросает мяч, называя имя ребенка: «Паша, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его воспитателю.Подвижная игра: «Зайка беленький сидит»Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; способствовать развитию речи.Описание: Воспитатель предлагает детям превратиться в «зайчиков» и выбежать на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:Зайка беленький сидит,Он ушами шевелит,Вот так, вот такОн ушами шевелит.(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,Надо лапочки погреть.(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать,Скок, скок, скок, скок,Надо зайке поскакать.(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)Кто-то зайку испугал,Зайка прыг… и убежал.(Воспитатель хлопает в ладошки, и ребята разбегаются). «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.»Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей раннего возраста к определенным умственным и физическим усилиям, а значит способствовать их развитию в целом. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными видами действий. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место, не мешая другим, по сигналу убегать или менять место. Игра помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость. В игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно–мышечной, сердечно–сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.   В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.                  Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа- спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.В раннем дошкольном возрастеЗаинтересовывающий момент ( внесение атрибутов, загадывание загадок)Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в  процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)Анализ (всегда дается только положительный)В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами еще не доступны малышам.Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.Сюжетные подвижные игры  Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.Бессюжетные подвижные игры   Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.Игровые упражнения   Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)