Публикации Формирование учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным нарушением и РАС.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным нарушением и РАС.
Автор: Татьяна Михаиловна Савина

Формирование учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным нарушением и РАС. Учитель-дефектолог, олигофренопедагог, высшая квалификационная категория, ГКОУ школа-интернат № 2 г. Сочи Савина Татьяна Михаиловна.Деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике и есть - учебная деятельность. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.Известно, что знания, умения и навыки человек получат не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. К лицам с нарушениями умственного развития (умственно отсталым) относят детей, подростков, взрослых, со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Важным условием успешной учебной деятельности является внимание. Но у умственно отсталых детей, в том числе с РАС, оно характеризуется рядом особенностей: трудностью привлечения, невозможностью длительной концентрации, неустойчивостью, быстрой отвлекаемостью, рассеянностью. На уроке такой ребенок может показаться внимательным учеником, но при этом совершенно не слышать объяснения учителя. Для того, чтобы бороться с подобным явлением, учителю во время объяснения следует задавать вопросы, предлагать повторить только что сказанное. Восприятие у умственно отсталых детей так же имеет определенные особенности. Прежде всего скорость заметно снижена: для того чтобы узнать предмет, им требуется заметно больше времени. Эту особенность важно учитывать в учебном процессе: речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать её, нужно отводить больше времени на рассматривание предметов, картин, иллюстраций. Отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. Речь детей монотонна, маловыразительна или отсутствие речи вовсе. У умственно отсталых школьников нарушено мышление. Основным недостатком является слабость обобщений. Эти особенности необходимо учитывать при организации обучения. Чтобы сформировать правильно обобщение, следует затормозить все лишние связи, которые затрудняют узнавание общего и максимально выделить ту систему связей, которая лежит в основе. Эмоциональная сфера школьников, особенно детей с РАС, характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции детей недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, их реакции зачастую неадекватны, у некоторых наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять её определенной цели.Особые образовательные потребности:· Наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Дается менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучается.· Используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие - метод маленьких порций. Широко используется предметно-практическая деятельность.· Одной из важных задач учителя является формирование системы доступных знаний, умений и навыков. Например, известно, что изучение исторических событий вызывает большие трудности у обучающихся, поэтому учебный материал может быть представлен как яркий рассказ из прошлого.· Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большем количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.· Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. · Необходимо формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.· Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушениями интеллекта. Оно является основой нравственного воспитания, а так же важным средством их социальной адаптации.· Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушениями среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности.Учебная деятельность имеет определенную структуру: 1) мотивы учения; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) контроль; 5) оценка. Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотивирование, регулирование, контролирование и оценивание.  По большому счету каждый урок состоит из целого ряда трюков, уловок и ухищрений учителя, которые должны быть применены для того, чтобы привлечь внимание и мотивировать каждого воспитанника и класс в целом. У детей с особо низким уровнем активности часто снижается интерес к учебе, нарушаются контакты со сверстниками. Главная задача педагога в работе с такими детьми — поощрять любое проявление инициативы, даже если результат достигнутый ребенком, низок. Надо вызывать ребенка отвечать — и хвалить за ответ — когда он поднимает руку. Следует предлагать ему ответить и когда он не выражает такого желания, но учителю известно, что он знает материал и может ответить достаточно хорошо. К пассивным детям надо почаще подходить во время урока (удобнее сажать их за первые столы). Иногда требуется индивидуально повторить задание, поставленное всему классу. В игровой ситуации надо привлекать ребенка к участию в общих играх и занятиях, помогать ему устанавливать контакты со сверстниками, давать постоянные (но не особенно сложные) поручения. Родителям следует посоветовать снизить уровень опеки, возложить на ребенка несложные, но постоянные обязанности по дому, за которые он бы полностью отвечал сам.Большое значение имеет форма, в которой учитель оценивает действия детей. В основе любой оценки должно лежать общее положительное отношение к детям, во всех случаях первая и основная форма оценки — это похвала и только потом это условные обозначения в виде «пятерок» и «двоек», красных флажков и звездочек, условных знаков и современных смайлов. Мотивация является важным структурным компонентом любой деятельности. В. Г. Леонтьев отмечает, что «мотивационный механизм есть система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности». Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске, посмотреть картинки, поднять руку).В своей деятельности ученик, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответствующую их потребностям. В структуре мотивации игровые мотивы доминируют над познавательными. Даже к концу обучения в начальных классах ситуация меняется незначительно: остается низкий уровень развития мотивации учебной деятельности, произвольности психических процессов и мышления, сформированы формальная рефлексия и поэлементарный уровень планирования, взаимодействие с педагогом находится на низком уровне. Вследствие чего формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ заслуживает пристального внимания со стороны педагогов.Работая с особой категорией школьников учитель использует принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным возможностям, степени познавательной активности, по специфике особых образовательных потребностей в целом.В связи с этим педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, через различные для каждой из них содержание и организацию учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения. Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно: по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высокого уровня. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.