Публикации Понятие игры. Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством игры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Понятие игры. Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством игры
Автор: Светлана Сергеевна Проворова

Понятие игры. Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством игрыСухомлинский В. А. в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Существует огромное количество разнообразных определений игры. Как сказал советский и российский социолог И. С. Кон: «Что такое игра, мы не знаем. Вернее так, я не знаю ни одного законченного определения, которое бы исчерпывало весь объем этого понятия, все мои интуитивные представления об игре». Первым предпринял попытку систематического изучения игры немецкий психолог Карл Гросс. Он говорил, что «Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих». Существует еще одно понятие игры. Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, сея во Вселенной. И действительно ребенок пытается найти себя в играх, найти свое место в обществе. В играх дети повторяют то, что наблюдают ежедневно, то, что доступно их пониманию. Любая игра – это свободная деятельность, где ребенок абсолютно свободен в своих действиях и поэтому не просто подражает поведению взрослых, а вносит нечто свое. Говоря об игре, можно сказать, что это сложное социальнопсихологическое явление, оно не связанно с возрастом потому, что это личностное явление. Потребность личности в игре и способность включаться в нее характеризуется особым видением мира. В игровой деятельности выявляется потребность ребенка в саморазвитии, так как конечным результатом игры является развитие определенных способностей. Для того чтобы в полной мере понять суть определения игры обратимся к Большому энциклопедическому словарю, в котором понятие игры изложено так: игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим. Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.И все таки, что же такое игра? Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную; коммуникативную; функцию самореализации; игротерапевтическую; диагностическую; коррекционную функцию; функцию социально-культурных ценностей; функцию социализации; С. А. Шмаков выделяет четыре главные черты присущие большинству игр: 1. Свободная развивающая деятельность. Используется по желанию ребенка для получения удовольствия от самого процесса деятельности. 2. Творческая. Импровизационный характер деятельности. 3. Эмоциональная приподнятость деятельности. Характеризуется «Эмоциональным напряжением», то есть включаются элементы соперничества, конкуренции. 4. Наличие прямых или косвенных правил. Отражает содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития [52]. В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект. А в структуру игры как процесса входят роли, игровые действия, замещение реальных вещей игровыми предметами, реальные отношения между играющими и сюжет игры. Существует понятие «игровые педагогические технологии», оно включает в себя обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра имеет отличительный признак, она обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом, которые характеризуются познавательной направленностью. В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника, который способствует психическому развитию ребенка. Вообще игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по месту, занимаемому в жизни детей. Попробуем в этом разобраться. Выделяют несколько классов игр: 1. Творческие. 2. Игры с правилами. 3. Народные. Под влиянием сюжетно-ролевых игр меняются взаимоотношения между детьми. Их игры становятся совместными, повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры. Существует и обратная связь: ролевые отношения становятся выше под влиянием положительных взаимоотношений в группе. Ребенок гораздо лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что сверстники ему доверяют, хорошо к нему относятся.С. Слепович подчеркивает своеобразие соотношения в играх старших дошкольников с задержкой психического развития двух составляющих содержания сюжетной игры – практической и социальной. Переход к играм, где разыгрываются отношения между людьми, затруднен. Детям сложно выстроить ролевое поведение, так как оно требует определенного уровня социального и коммуникативного развития. Мир отношений формируется поверхностно, часто неадекватно [42].Таким образом, игра - это вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта и у старших дошкольников с задержкой психического развития этот вид деятельности развивается на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Несмотря на низкие показатели, сохраняется поступательный характер развития общения от низших форм к высшим. В общем у детей данной категории потребность в общении снижена и именно поэтому общение со сверстниками носит эпизодический характер, а общение по поводу игры наблюдается лишь в единичных случаях. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития нельзя определить как совместную деятельность, так как действия участников игры имеют несогласованный характер.