Публикации Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно – прикладного искусства.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно – прикладного искусства.
Автор: Степанова Наталья Павловна

Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно – прикладного искусства.Наталья Павловна Степанова, педагог дополнительного образованияМБОУ ДО «Центр развития творчества» г. ЧерногорскВ статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую обстановку, оказывающую влияние на развитие творческого потенциала обучающихся.Ключевые слова: дополнительное образование, педагогическое мастерство, педагог дополнительного образования, профессиональная деятельность, творческий педагог, художественно-творческая деятельность, творческий потенциал обучающихся.В современных условиях возрастает потребность общества в людях способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся с учетом их интересов и склонностей к творческой деятельности. Безусловно, далеко не все дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним всегда будет интереснее, его жизнь в социуме, несомненно, будет легче и перспективней.Бесспорно, определяющую роль в развитии творческого потенциала обучающихся играет педагог. Сократ сравнивал педагога с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель педагога – выявить задатки каждого ученика, помочь ему найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Все это требует от педагога знаний, навыков и педагогического мастерства. Существует распространенное мнение, что каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, чем он сам увлечен. И с этим нельзя не согласиться, ведь только творческий педагог может развивать творческих учеников. Особая роль в формировании творческой личности всегда принадлежала педагогам дополнительного образования. Поскольку и сама система дополнительного образования, при определенных педагогических условиях, оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, и педагог дополнительного образования обладает широким спектром возможностей для эффективного развития творческого потенциала обучающихся. Для педагогов дополнительного образования - это основная задача.Организация творческой деятельности обучающихся требует от каждого педагога знания разнообразных методов, приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть как свой творческий потенциал, так и потенциал обучающихся.Этого подхода я придерживаюсь в своей профессиональной деятельности в качестве педагога дополнительного образования и руководителя детского объединения «Волшебное рукоделие». На занятиях использую, в основном, личностно-ориентированный подход и систему обучения, построенную на создании проблемных ситуаций. Данная система способствует организации творческо-познавательного процесса, при котором учебный материал становится предметом активных действий каждого обучающегося. Работа начинается с определения уровня готовности обучающихся к восприятию учебного материала, их активности в познавательной деятельности, уровня теоретических знаний, личностных качеств, способности к восприятию и воспроизведению практических навыков на основе диагностирования и наблюдений. При выборе задания, обязательно учитывается и возраст ребенка, т.к. возраст детей в группах варьируется от 7 до 13 лет. Это позволяет подойти индивидуально к выполнению каждой, отдельно взятой работы, сделать работу каждого ребенка творческой, не похожей ни на одну другую.В объединении обучающиеся осваивают различные виды ручного творчества, что позволяет выбрать ту деятельность, которая ближе им по душе и выполнить творческую работу уже в выбранной технике.После изучения каждого раздела образовательной программы организуется выставка детских работ.Кроме того, для достижения поставленных целей, в своей работе использую различные технологии творческого развития обучающихся. Наиболее эффективные из них:- проектная технология;- технология развития изобразительной и художественно-творческой деятельности;- технология детского дизайна;- информационно-коммуникационные технологии;- игровые технологии.Проектная технология осуществляется в деятельности и предполагает различные формы активности обучающихся, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла. Творческие проекты оказывают развивающее воздействие на художественное восприятие и творчество обучающихся, способствуют более гармоничному взаимодействию детей, родителей и педагогов. Они наиболее близки полихудожественной природе детей и подростков. Творческие проекты, реализуемые в нашем объединении, бывают как краткосрочными, так и долгосрочными. В рамках работы над проектами организуем с ребятами посещение учреждений культуры: филармонии, театров, музеев и т.д. Технология развития изобразительной и художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных (неклассических) техник изобразительной деятельности направлена на развитие эстетической восприимчивости, эмоциональной отзывчивости, обеспечение условий развития изобразительной и художественно-творческой деятельности обучающихся и формирования их потребности в творческой активности. Данная технология позволяет создать условия для развития личности каждого обучающегося и его творческого самовыражения.Технология детского дизайна. Дизайн (ит. disegno – замысел, намерение, модель, шаблон, композиция) – это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. Технология детского дизайна включает в себя деятельность по созданию сувениров, игрушек, гирлянд, декоративных украшений для посуды и т.д. с использованием элементов рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда. Главная задача здесь – формирование и развитие в единстве эстетического отношения к жизни, художественных способностей детей и навыков художественного труда в процессе детской дизайнерской деятельности.Информационно-коммуникационные технологии. Освоение цифровых, информационно-коммуникационных технологий эффективнее осуществляется через продуктивный синтез художественного и технического творчества обучающихся.Игровые педагогические технологии в первую очередь направлены на личностно ориентированное взаимодействие с обучающимися и включают достаточно обширную группу используемых мной методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с обучающимися. Считаю, что главным помощником в творческом развитии ребенка должен быть не только творческий педагог, но и родители. С целью организации совместной социокультурной деятельности родителей и детей я в своей работе использую различные организационно-педагогические формы: мастер-классы, праздники, конкурсные программы, выставки, творческие встречи. Как показывает практика, совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Родители часто используют работы детей, созданные на занятиях в оформлении домашнего интерьера и в организации семейных праздников.Таким образом, творческий подход к своей профессиональной деятельности, использование в работе разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяет мне не только раскрывать свой творческий потенциал, повышать педагогическое мастерство, но и добиваться достижения высоких творческих результатов обучающихся. Литература:
  • Инновационные технологии творческого развития воспитанников ДОО: Методические рекомендации//Авт.-сост. Зимина Ю.Н. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 38 с.
  • Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. / Н. В. Матяш. — 3. — 2014 : Академия, 2014. — 160 c. — Текст : непосредственный.
  • Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 1996.. — № 3. — С. 28.