Публикации "Межличностное общение" (8-9 класс специальной (коррекционной ) школы VIII вида)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Межличностное общение" (8-9 класс специальной (коррекционной ) школы VIII вида)
Автор: Анастасия Борисовна Романова

Конспект занятия педагога-психолога «Путешествие в страну Знаний»Цель: Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов.Задачи:Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание).Развивать мыслительные операции (умение анализировать, формулировать).Развивать зрительно-моторную координацию, быстроту реакции.Содействовать развитию артистических способностей, созданию положительного эмоционального климата в группе.Ход деятельности:Дети входят в группу под спокойную музыку («Утро» Э. Грига) и встают полукругом.Педагог: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки! А теперь я предлагаю вам, ребята, встать в круг и поприветствовать друг друга.Ритуал приветствия «Поздоровайся с соседом справа»Дети передают мяч по кругу и говорят приятные, ласковые слова.Разминка «Доброе утро».Педагог желает детям желает детям доброго утра, дети отвечают.-Доброе утро всем, кто пришел в детский сад! («Доброе утро!»)-Доброе утро всем, кто поцеловал утром маму. («Доброе утро!»)-Доброе утро всем, кто съел всю кашу. («Доброе утро!»)-Доброе утро всем, кто успел хоть один раз улыбнуться. («Доброе утро!»)-Доброе утро всем, кто собирается в 1 класс. («Доброе утро!»)-Доброе утро всем, кто сегодня со мной поиграет. («Доброе утро!»)Сюрпризный момент.Педагог: Ребята, я сегодня пришла в детский сад, и на моем столе обнаружила необычное письмо, которое решила открыть только вместе с вами.Открывает письмо. «Дорогие ребята группы «Почемучки»! Пишет вам королева страны Знаний. Совсем скоро вы станете первоклассниками. Я знаю, что вы мечтаете быть не просто первоклассниками, а хорошими или даже отличными учениками – внимательными, старательными и ответственными. И сегодня я приглашаю вас в гости в свою страну Знаний. Но путь в мою страну нелегок, вам предстоит побывать на разных островах и на каждом из них вас ждет символ острова. Удачи!».Педагог: Ребята, вы готовы к путешествию?Дети: Готовы!Педагог: Выбирайте, на чем мы туда отправимся: на воздушных шарах, на стае диких гусей, на летающих обезьянах, на летающей тарелке, на ковре-самолете или на корабле?Дети: На корабле.Педагог: Тогда одеваем спасательный жилет (имитируют одевание жилета, садимся на большой корабль (кладут руки на плечи друг другу) и плывем вперед! В страну Знаний!Звучит аудиозапись «Шум моря»Педагог («смотрит в бинокль»): Внимание, вижу впереди остров, который называется «Остров Правды». Жители острова приготовили хитрое задание, которое называется «Правда ли что?». Если вы согласны с утверждением, показываете зеленую карточку, а если не согласны – красную.Упражнение «Правда ли что?».У детей в руках красный и зеленый указатель, педагог произносит утверждения, дети выполняют упражнение. В случае отрицательного ответа, педагог побуждает детей назвать правильный ответ.Правда ли что:Первый снег обычно тает (зеленый)Земля имеет форму груши (красный)Старших надо уважать (зеленый)В портфеле должен быть всегда порядок (зеленый)Бананы растут в России (красный)Арбузы растут на дереве? (красный)Людей, купающихся зимой в проруби называют моржами (зеленый)Оля мужское имя (красный)Кошка боится мышки (красный)9 мая-День Победы (зеленый)День рождения бывает 1 раз в году (зеленый)Ю. Гагарин-первый космонавт (зеленый)На дубе растут шишки (красный)Еж-это насекомое (красный)Вы скоро пойдете в 1 класс (зеленый)Дети получают «символ» острова, один из детей прикрепляет его к магнитной доске, звучит «Шум моря», дети «плывут» дальше.Педагог: Ребята, посмотрите, впереди еще один остров! Это остров Внимания. Как вы думаете, быть внимательными - это важно для будущих учеников?Дети: Конечно!Педагог: Вы правы, ребята! Поэтому жители Острова подготовили задание, для выполнения которого нужно быть очень внимательными. Присаживайтесь на бережок, под пальмы (садятся за столы, нам предстоит выполнить задание – найти на карточке всех девочек с темными волосами и темным бантом и подчеркнуть их.Задание «Найди девочку»Дети 1.5 минуты выполняют упражнение, получают «символ» острова и «плывут» дальше.Педагог: Ребята, кажется я вижу еще один остров! Это же Остров Памяти! Как вы думаете, иметь хорошую память, запоминать все, что говорит учитель на уроке, знать много стихотворений – это важно для будущего ученика?Дети: Да!Педагог: Ну, тогда выполняем новое задание. Сейчас я буду называть слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Запомните, пожалуйста, эти слова.Задание с презентацией «Пары слов»Педагог произносит пары слов, дети стараются их запомнить, далее на экране по очереди появляются иллюстрации первого слова пары, дети называют второе слово.Праздник - подарок;Дом — окно;Лимонад - прохлада;Будка - собака;Стол - пирог;Блины - сковорода;Шапка - шарф;Печь - дрова;Ваза - цветок;Пылесос - уборка;Пчела - мед;Город - улица.Дети выполняют задание, получают «символ» острова и «плывут» дальше.Педагог: За время путешествия вы хорошо потрудились, и конечно немного устали. Давайте отдохнем, сделаем физкультминутку. После каждой моей фразы вы будете добавлять слова: «. То делаем вот так!» и показывать соответствующие движения.ФизкультминуткаКогда мы просыпаемся, то делаем вот такКогда мы умываемся.Когда мы улыбаемся.Когда лее мы прощаемся.Когда мы подметаем.Когда с мячом играем.Когда замерзли руки.А запылились брюки.Когда белье стираем.А штангу поднимаем.Когда читаем книжку.Когда рисуем мышку.Когда плывем по морю.Когда посуду моем.Кода ласкаем кошку.Когда замерзли ножки.Когда мы в пляс пускаемсяЦветами наслаждаемся.Когда же мы зеваем.А если засыпаем.Педагог: Молодцы! А нам пора плыть дальше!Звучит аудиозапись «Шум моря».Педагог: Подплываем к моему любимому острову, он называется «Остров Психологии». Ребята, находясь в школе, вам предстоит общаться со многими людьми: с учителями, со своими одноклассниками, и как никогда вам пригодится понимать других людей, знать о том, как нужно и как не стоит себя вести. Жители острова приготовили ситуации из известных мультфильмов, а нам с вами предстоит определить характер героев и дать оценку их поступкам.Просмотр и обсуждение видеофрагментов мультфильмов.• Мультфильм «И так сойдет»Педагог: Ребята, как можно описать поведение главного героя? Какой Заяц? Дети: Заяц – хвастунишка, который думал, что все дела можно делать на скорую руку, не прилагал много усилий. Так делать нельзя.• Мультфильм «Цветик – семицветик»Педагог: Какая была девочка Женя? Какими качествами она обладала?Дети: Женя сначала необдуманно загадывала желания, срывая волшебные лепестки, потом совершила полезный и добрый поступок.Педагог: Умение исправлять свои ошибки пригодится в школе?Дети: Да, пригодится!• Мультфильм «Чучело Мяучело»Педагог: О чем этот мультфильм, ребята? Что нам показал котенок по прозвищу «Чучело МяучелоДети: Хорошее настроение всегда помогает в работе и в учебе.• Мультфильм «Про Бегемота, который очень боялся прививок»Педагог: Ребята, о каком человеческом качестве идет речь в мультике?Дети: Речь идет о трусости, очень смешно, когда большой и сильный Бегемот боится обыкновенного укола.Дети получают «символ» острова и «плывут» дальше.Педагог: Ребята, плывем дальше! Осталось заплыть на последний остров, который называется Цветным.Вызывается три ребенка, перед каждым из них расположен набор цветных полосок (кроме серого цвета, дети слушают наводящее предложение педагога, определяют, о каком цвете идет речь, поднимают полоску определенного цвета.Задание «Покажи нужный цвет»В траве сидел кузнечик, какого цвета он был? (зеленый).Такой цвет имеет самый кислый фрукт (желтый).Такого цвета волосы у Мальвины (голубой).Жил старик со своею старухой у моря такого цвета (синий).На сигнал светофора такого цвета идти запрещено.Наша Буренка дает молоко такого цвета.Такого цвета шоколадная конфета.Окрашена так кожура мандарина, сочной хурмы и апельсина. (Оранжевый)Баю-баюшки, баю, не ложися на краю, придет такого цвета волчок, ну а дальше вы знаете!Дети: Волчок серого цвета, но карточки серого цвета здесь нет.Педагог: Правильно, ребята! Жители Цветного Острова решили пошутить, хорошо, что вы об этом догадались!Дети получают «символ» острова.Педагог: Ребята, мы побывали на всех островах, ведущих к Стране Знаний и собрали все «символы». Посмотрите! На обратной стороне наших «Символов» есть буква. Что же нам с этими буквами делать?Дети: Нужно из букв собрать слово.Психолог: Давайте попробуем!Дети собирают из букв слово «ШКОЛА».Психолог: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями! Вот мы и добрались до страны Знаний. Её королева тоже приготовила интересное задание. Когда услышите слово, обозначающее школьную принадлежность – хлопните в ладоши, а когда слово, обозначающее животное – топните ногой.Игра «Не ошибись!»Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, ластик, муравей.Психолог: Ребята, учеба в школе – это не только получение полезных знаний, но и приобретение полезных качеств: умение общаться, дружить, быть добрым, заботливым, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. Я уверена, что вы будете замечательными учениками! А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на наш корабль, и в путь!Дети стоят в кругу, руки положены на плечи друг другу, слегка раскачиваются, звучит запись «Шум моря».Рефлексия.Психолог: Ну, вот мы и снова в нашем любимом детском саду. Вам понравились наши приключения? Давайте вспомним все, чем мы занимались по дороге в Страну Знаний. Что понравилось больше? Может быть что-то не понравилось? Вызвало затруднение? (Ответы детей)Психолог: Молодцы, ребята! Вы замечательные будущие первоклассники. Давайте попрощаемся с нашими гостями.Психолог и дети прощаются с гостями под песню «Когда мои друзья со мной» (муз. Шаинского, сл. М. Танича)