Публикации ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Ракинцева Татьяна Александровна

Т.А. Ракинцева, И.А. КурочкинаT.A. Rakintseva, I.A. KurochkinaФГАОУВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», ЕкатеринбургRussian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg tanya.rakintseva@mail.ruЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ EMPIRICAL STUDY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND MOTIVATION OF LEARNING ACTIVITIESАннотация. В статье представлены результаты проведения эмпирического исследования образовательной среды и мотивации учебной деятельности обучающихся подросткового возраста. Abstract. The article presents the results of an empirical study of the educational environment and motivation for educational activities of adolescence.Ключевые слова. Образовательная среда, мотивация учебной деятельности, обучающиеся младшего подросткового возраста, эмпирические данные.Keywords. Educational environment, motivation for educational activities, students of early adolescence, empirical data.Фундаментом эволюции является зависимость характера активности личности от особенностей среды его проживания. Как пишет В. В. Столин: «Функционирование человека как социального индивида является необходимой предпосылкой его развития как личности. Общество, которое ограничивает активность индивида ставит под угрозу личность» [4, с. 56]. «Среда» многогранна и многолика. Существует мнение, что среда - совокупность условий, обстоятельств, окружающая обстановка [2, с.5]. В работе Денисовой Р.Р. говорится о том, что образовательная среда представляет возможности для становления личности школьника, а от его активности и возможностей зависит то, как он воспримет возможности среды. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит ее свободное и активное саморазвитие [1, с.8].В одной из работ Х. Ремшмидт пишет: период обучения в средних классах предъявляет новые, более высокие требования к психическим процессам подростка. Новые учебные предметы, объем учебного материала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большей самостоятельности, умения проявить себя [3, c.59]. Для того чтобы пронаблюдать, как влияет образовательная среда на мотивацию учебной деятельности обучающегося подросткового возраста, в декабре 2023 года было проведено эмпирическое исследование.Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Черноусовская средняя школа №19», село Черноусово, Белоярский район с участниками образовательного процесса. Общее количество участников – 10 учителей, 20 родителей, 20 обучающихся из них 9 девочек и 11 мальчиков.Исследование проходило следующим образом:Первым этапом исследования являлось изучение литературы по проблеме образовательной среды и учебной мотивации обучающихся подросткового возраста. Второй этап включил в себя сбор эмпирических данных. Исследование проводилось в свободное и удобное время для каждого из участников, для быстрого заполнения методик были созданы анкеты в гугл-форме, отдельно для учителей, родителей и обучающихся. Выбраны следующие методики:
  • Методика экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин) – учителя.
  • Анкета-опросник «Психологическая диагностика образовательной среды» (И.А. Баева) – родители и обучающиеся.
  • Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) – обучающиеся.
  • Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) – обучающиеся.
  • Третьим этапом выступает обработка и интерпретация результатов.Полученные данные показали следующие результаты: Учителями по методике экспертизы образовательной среды более ярко отмечены показатели – устойчивость, доминантность и мобильность. Это говорит о том, что эти показатели занимают более важное и значимое место в образовательной среде (рис. 1).По среднему значению выбранным учителями, параметр «устойчивость» набрал 9,97 баллов из 10 возможных, параметр «доминантность» – 5,81 балла, параметр «мобильность» – 4,7 балла. Рисунок 1 Показатели образовательной среды школыИсходя из полученных данных, можно говорить, что образовательная среда школы направлена в основном на поддержание устойчивости педагогического коллектива, также это отмечает, то, что учителя преданы организации, наблюдается положительное взаимоотношение всех работающих школы. Школа направлена на доминантную позицию, что говорит о необходимой значимости среды субъектов образовательного процесса. Также среда направлена на мобильность организации.Чтобы изучить образовательную среду глазами родителей и обучающихся подобрана анкета-опросник «Психологическая диагностика образовательной среды». Благодаря методике можно выяснить уровень отношения, уровень удовлетворенности и уровень защищенности. Определение уровней отношения, три компонента - когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Результаты получены следующие:По когнитивному компоненту родители показали: позитивное отношение - 75%, нейтральное – 25% (рис. 2). Обучающихся: позитивное отношение показало 85%, нейтральное – 15% (рис. 3). Рисунок 2 Уровни отношения (родители) Рисунок 3 Уровни отношения (обучающиеся)По эмоциональному компоненту родители показыли: позитивное отношение - 75%, нейтральное – 20%, негативное – 5% (рис. 3). Обучающиеся: позитивное - 60%, нейтральное – 40% (рис. 4). Рисунок 3 Уровни отношения (родители) Рисунок 4 Уровни отношения (обучающиеся)По поведенческому компоненту родителей показали: позитивное отношение 30%, нейтральное – 65%, негативное – 5% (рис. 5). Обучающиеся: позитивное 60%, нейтральное – 35%, негативное – 5% (рис. 3). Рисунок 5 Уровни отношения (родители) Рисунок 6 Уровни отношения (обучающиеся)По результатам родителей, можно сказать о том, что большинство из них относятся к образовательной среде позитивно по когнитивному и эмоциональному компонентам, по поведенческому компоненту многие имеют нейтральное отношение. По результатам обучающихся - большинство относятся к образовательной среде позитивно.По определению уровней удовлетворенности результаты родителей показали следующее: низкий уровень 10 участников, ниже среднего – 7, средний – 1, высокий – 2. По результатам обучающихся: низкий уровень 1 участник, ниже среднего – 8, средний – 8, высокий – 3.При выборе наиболее важных характеристик школьной среды родителями чаще было отмечено следующее: взаимоотношение с учителями, взаимоотношение с учениками, эмоциональный комфорт и уважительное отношение к себе. Большинство родителей удовлетворены характеристиками образовательной среды школы. Обучающимися больше были отмечены те же характеристики, и отмечена возможность высказать свою точку зрения. Большинство удовлетворены характеристиками образовательной среды. В определении уровней защищенности получены такие результаты родителей: низкий уровень 4, ниже среднего – 7, средний – 7, высокий – 2. Обучающихся: уровень ниже среднего 6, средний – 9, высокий – 5. В итоге, родителями и обучающимися чаще всего были выбраны следующие показатели защищенности: защищенность от публичного унижения, от оскорбления. Большинство обозначили защищенность в школе, некоторыми было отмечено затруднение. По изучению мотивации учебной деятельности обучающихся подросткового возраста были подобраны: методика изучения мотивации обучения обучающихся и «Направленность на приобретение знаний».По методике изучения мотивации обучения определяются уровень учебной мотивации и ведущие мотивы обучения обучающихся. Обучающиеся показали такие результаты: очень высокий уровень - 2, высокий – 8, средний (нормальный) – 4, сниженный – 3, низкий – 3 (рис. 7).Рисунок 7 Уровни учебной мотивацииАнализируя полученные результаты, можно сказать о том, что обучающиеся в основном проявляют высокий уровень мотивации, они заинтересованы в своем обучении и получении знаний, обучающиеся понимают важность и необходимость учебы. По ведущим мотивам выявлено следующее: ведущим мотивом считается: учебный у 2, позиционный – 15, внешний 1. У 2 обучающихся ведущими мотивами наравне является учебный и позиционный мотивы. Меньше отмечены мотивы социальный и оценочный (рис. 8).Рисунок 8 Ведущие мотивы обученияИсходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что для обучающихся очень важно показать свою позицию, свое место в жизни, также показать роль ученика, получить положительную оценку своей деятельности и проявить свои умения и знания в социуме. По методике «Направленность на приобретение знаний» выявляются степень выраженности мотивации приобретение знаний. Чем выше балл, тем больше выражена направленность на приобретение знаний. Выявлены следующие результаты обучающихся: высокую степень мотивации имеют 14, среднюю – 6 (рис. 9). Рисунок 9 Степень мотивацииПо данным, можно сказать, что многие обучающиеся школы имеют высокую мотивацию в получении знаний, они понимают значимость и важность обучения в своей учебной деятельности.В заключении стоит сказать, что все участники образовательного процесса позитивно относятся к образовательной среде школы, нацелены на положительную результативность организации, большинство чувствуют себя уютно и комфортно в школьных стенах. Важно отметить, что образовательная среда школы оказывает влияние на учебную мотивацию обучающихся, благодаря ей личность учится проявлять себя и свои умения. Список использованной литературы
  • Денисова Р.Р. Экспертиза образовательной среды: сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 44.04.02 Психоло-педагогическое образование, Направленность образовательной программы «Психология и педагогика образовательной среды». – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. – 26 с.
  • Непрокина, И.В. Безопасная образовательная среда:моделирование, проектирование, мониторинг : учеб. пособие /И. В. Непрокина, О. П. Болотникова, А. А. Ошкина. – Тольятти :Изд-во ТГУ, 2012. – 92 с. : обл.
  • Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004-360с.
  • Столин В.В. Самосознание личности. М.; Издательство Московского Университета, 1983.