Публикации Формирование глобальных компетенций у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование глобальных компетенций у младших школьников
Автор: Ольга Анатольевна Степовая

Формирование глобальной компетенции у младших школьниковГлобальная компетентность - компонент функциональной грамотности, одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме. Глобальная компетентность определяется, как многомерная способность, которая включает в себя:
  • способность изучать глобальные и межкультурные проблемы;
  • понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения;
  • успешно и уважительно взаимодействовать с другими;
  • принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития
  • Работа по формированию глобальных компетенций в различных видах учебной деятельности:
  • в процессе овладения теорией предмета,
  • при устном счете и решении задач,
  • в ходе выполнения домашних заданий,
  • при составлении задач самими учащимися,
  • в ходе выполнения творческой и исследовательской деятельности,
  •  в ходе подготовки к олимпиадам (нестандартные задачи),
  • участие в научно-практических конференциях (защита проектов),
  • проведение внеклассных мероприятий, которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности.
  • Содержательный аспект
  • Человек и природа (охрана природы, ответственное отношение к живой природе)
  • Здоровье как ценность
  • Традиции и обычаи (многообразие культур и идентификация с определенной культурой
  • Права человека как ценность
  • Семья (роль семьи в воспитании и образовании ребенка)
  • Формирование глобальных компетенций в рамках предметов начальной школы(примеры)Окружающий мир.
  • Представьте вместе с друзьями, что вы ученые и отправились в научную экспедицию в пустыню с целью изучения экологических проблем в этой зоне. Напишите об этом рассказ.
  • Какие еще экологические проблемы планеты вам известны? Мозговой штурм
  • Волнует ли вас состояние окружающей среды в вашем крае, в стране, на всей планете? Почему? Дискуссия
  • Рассмотрите на рисунках животных из международной Красной книги. Знаете ли вы что-нибудь об этих животных? Попробуйте объяснить, почему они оказались под угрозой исчезновения. Как вы думаете, что нужно сделать для спасения каждого из этих видов?
  • Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения эколога?
  • Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха? Проблемный вопрос.
  • Давайте задумаемся, насколько значительной ценностью является для нас здоровье? На доске список пяти жизненных ценностей: БОГАТСТВО, УСПЕХ, ЛЮБОВЬ, ЗДОРОВЬЕ, КРАСОТА. Порядок, в котором они записаны, произвольный. Попросить записать эти понятия в порядке их важности и ценности именно для себя лично.
  • Что ты можешь сделать уже теперь для того, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы?
  • А теперь несколько примеров о моей работе с детьми и родителями по формированию глобальной компетенции: Учащиеся моего класса тесно сотрудничают с учреждением дополнительного образования МКУДОД «Центр детского творчества и досуга города Нижнеудинск». Мы участвовали в создании проекта «Жалобная книга природы», писали мини-сочинение человеку от имени животного, растения, находящегося под угрозой исчезновения. За активное сотрудничество в создании проекта получили благодарность. Работу продолжили в классе. Каждый учащийся сделал Красную книгу своими руками. Участвовали в муниципальных конкурсах «Жизнь леса, судьбы людей» (фото, рисунки, коллаж). Завершились данные мероприятия театрализованным представлением «Человек в Согласии с природой».К Дню здоровья провели открытое мероприятие «Путешествие на остров ослепительной улыбки» Гость праздника – стоматолог, давала советы, как сохранить зубы здоровыми, учила разводить раствор для полоскания полости рта, рассказала о профессии стоматолог и сколько раз в год надо его посещать. Родители с детьми разыграли театрализованное представление. Герои сказки давали советы по питанию, чтобы сохранить зубы здоровыми. Ребят класса заинтересовала тема здоровья и они продолжили работу над проектом «Со здоровьем не шути, его с детства береги»
  • опрос учащихся,
  • беседа с физруком школы
  • «Что надо делать, чтобы быть здоровым»
  • Составляли памятки, как закаляться
  • Писали мини-сочинения о здоровом образе жизни
  • Традиционными стали:
  • классные часы «Профессии моих родителей», «Кем быть»?
  • экскурсии, встречи с известными людьми нашего города – народным мастерами по бересте Антипенко Владимиром Петровичем
  • мастером по изготовлению народных кукол, игрушек, оберегов – Онучковой Марией Ивановной.
  • Инспектором ГИБДД
  • Художником – Русиным Сергеем Николаевичем.
  • Мастер- классы в Музейно-культурном центре по изготовлению птицы-счастья, свистульки, булавы.
  • Экскурсии в библиотеку, городской музей, типографию.
  • Работа в данном направлении даёт положительный результат, дети занимаются в различных студиях Музейно-культурного центра.
  • Предметные недели по математике, окружающему миру, литературному чтению (совместная работа с СЮН, городской библиотекой) Для показателя значимости данных предметов в выборке профессии. Результат профориентационной работы в начальной школе состоит в формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, понимание значения труда в жизни человека, в воспитании уважения к людям труда. Работа над проектом даёт возможность проявить самые лучшие качества, осознавать проблемы, нацеливают ребят на глубокое изучение проблемы и защиту собственных путей её решения, добывать дополнительную информацию при подготовке к урокам, работать с энциклопедической литературой, использовать электронные носители информации и материалы сети «Интернет». Ребята моего класса пишут проекты на разную тематику и являются активными участниками по защите проектов муниципального и регионального конкурса (очное участие). Учащиеся успешно адаптированы в социуме, они являются активными участниками праздников, утренников, конкурсов, концертов и других мероприятий, проводимых не только в стенах школы, но и на муниципальном и региональном уровнях. Достичь каких-либо успехов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой. Я использую много разных вариантов сотрудничества, но самыми эффективными формами считаю те, на которых присутствуют дети и родители. Многие классные мероприятия проводятся с участием родителей и детей...В рамках внеурочной деятельности, глобальные компетенции можно и нужно развивать. Этому способствуют программы, конкурсы, фестивали направленные на развитие толерантности к народам и другим культурам. Примером может служить повышение уровня толерантности обучающихся через знакомство с видами художественной росписи различных национальностей, творческие конкурсы, направленные на изучение и выполнение художественных работ связанных с изучением видов и техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства других стран. Также во внеурочной работе, связанной с искусством, по мимо практическому блоку следует включать освещение особенностей жизнедеятельности каждого народа, традиций, оснований для использования тех или иных техник. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный деньтолерантности или День терпимости. Мы с ребятами тоже не остались в стороне, провели классный час на тему «Толерантность путь к миру и согласию».Ребята выполняли разные упражнения, читали стихи по теме, отвечали на вопросы, играли, разгадывали кроссворд. В нашем классе есть дети трёх национальностей. Им у нас комфортно, они с удовольствием посещают школу, в классе у них много друзей.В конце занятия каждый создал(нарисовал)свой островок толерантности для всего класса, написали на нём правила толерантности и подарили друг другу. Теперь у нас весь класс-целый большой остров толерантности для всей школы.Мы разные, но всё-таки мы вместе.Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного материала зависит захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том «Почему?», почитать, что-то дополнительно и мыслить широко.