Публикации
Как приохотить ребенка к чтению
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как приохотить ребенка к чтению
Автор: Валентина Николаевна Никитина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как приохотить ребенка к чтению
Автор: Валентина Николаевна Никитина
МОУ «СОШ №2» г.Всеволожска учитель русского языка и литературы Никитина Валентина Николаевна Как приохотить ребенка к чтению Часто мы слышим от родителей: « Как приохотить ребенка к чтению? Как оторвать его от компьютера?» Чтение- это своего рода труд, и если не выработан еще навык «вживания» в образное пространство книги, когда юный читатель сопереживает герою, то чтение становится видом повинности. Особенно, если родители в этот момент смотрят захватывающий боевик, а ребенка отсылают в свою комнату читать. Малыш понимает, что весь «интерес» остался там, с родителями, а он сослан читать в свою комнату, как в « ссылку». Многое, очень многое зависит от семьи, от родителей. Показательны примеры прошлого времени, когда в семье практиковались домашние чтения...Просто посидеть вместе, послушать чтение вслух. Как сразу преображается домашняя атмосфера! Это время покоя станет одним из лучших воспоминаний ребенка о детстве! В современное время, если родителям трудно выбрать время для этого, можно пойти на компромиссный вариант: чтение совместить со временем приготовления обеда, с мелким ремонтом или рукоделием. Ребенок читает, а родители занимаются делом. Но при этом нужно быть «вместе» с ним: обязательно поговорить с ребенком о прочитанном, о героях и их поступках, что ребенок «вынес» для себя полезного, мнение какого героя разделяет, кого осуждает. Это повод поговорить со своим близким человеком, помочь ему раскрыться. А вот если ребёнок хоть раз испытает состояние, когда поток образов захватывает его, когда он живет в пространстве воображения и скажет родителям: « Я даже забыл, что я читаю, мне кажется, что эти ребята – мои друзья...» Если такие слова прозвучали из уст вашего ребёнка, значит уже некий рубеж пройден, и с этого момента начинается его читательский опыт. Но учащиеся среднего звена еще нуждаются в некотором руководстве, поэтому родителям стоит найти время и сходить с ребенком в библиотеку, помочь выбрать книгу. Для начала следует посоветовать классику, сюжетные произведения, чтобы интерес не угас. Это «Руслан и Людмила», «Дубровский» , «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя и многие другие. В школе средствами урока пытаюсь вызвать интерес к чтению, главное показать красоту русского языка при работе с текстом, уместность художественной детали и её значимость. «Луна висела над двором, как дешёвая серьга...», « Солнце, круглое и жёлтое , умирало на небе, испуская свой розовый дух...» - вот примеры из рассказа « Мой первый гусь» И.Бабеля , в которых отражается состояние лирического героя (8 класс). Если мы вспомним «Кусаку» Л.Андреева, проследим горькую судьбу собаки и почему так с ней поступили «добрые» люди, то увидим, что ответы заложены в авторском тексте, надо только обратить на этот эпизод внимание школьников( 7 класс). «Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным...» Эта фраза предшествует предательству Лёли. Инверсией автор выделяет ключевые слова «желтый и анемичный». Учитель знакомит с символикой желтого цвета в литературе, какую смысловую нагрузку он несёт. А также со словом «анемия»- малокровие. В переводе с латинского «анимизм»-душа. Вот тнеперь ребята чувствуют душевную глухоту, чёрствость девочки. У Лёли анемичная душа: ей было весело – она играла с собакой, стало скучно – забыла о ней.Может быть, можно вылечить Лёлю? Вернётся ли она за Кусакой? Это тнема самостоятельной письменной работы. Из сочинений школьников читаю: «...я не хочу писать о Лёле. Мы не должны быть такими». При пересказе эпизода надо следить за речью учащегося. Похвала имеет большое значение для ученика и при анализе творческих работ. Испытав ситуацию успеха однажды, ребенок будет стремиться повторить её снова, а для этого нужно работать. Стараюсь не ограничиваться рамками урока и адресовать к сопутствующему материалу, расширяющему кругозор. Ни в школе, ни в каком другом учебном заведении невозможно получить всех знаний, которые потребуются в жизни. А значит надо пополнять свои знания путём самообразования, т.е. самостоятельно читать книги по тем вопросам, которые интересуют. Следует завести домашнюю библиотеку. Вспомним старинную поговорку: «Дом без книги подобен телу без души».