Публикации Использование приемов здоровьесберегающих технологий на занятиях в цирковой студии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование приемов здоровьесберегающих технологий на занятиях в цирковой студии
Автор: Кузьмина Елена Арсентьевна Шугаева Анна Александровна

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на занятиях в цирковой студии»Дата проведения: 12.12.2023.Время проведения: 12:00-12:45.Место проведения: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону, каб. 25Проблема: Использование приемов здоровьесберегающих технологий в цирковой студии. Цель мастер-класса: демонстрация положительного педагогического опыта, применения здоровьесберегающих технологий на занятиях в цирковой студии «РИАН». Задачи:
  • акцентировать внимание участников мастер-класса на воспитательном компоненте образовательного процесса;
  • продемонстрировать эффективные приемы работы здоровьесберегающих технологий;
  • прокомментировать эффективность применения приемов;
  • отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.
  • Основные понятия, используемые в процессе обсуждения проблемы: Цирк, общеразвивающие упражнения, здоровьесберегающие упражнения, здоровый образ жизни, правильная осанка, развитие различных групп мышц, подготовка мышц к более сложным упражнениям.Материально-техническое и информационное обеспечение:
  • оборудованный класс;
  • презентация;
  • музыкальная подборка;
  • мячи, тарелочки с палочками.
  • План проведения мастер-класса:
  • Организационный этап.
  • Приветствие. Представление педагогов и знакомство с участниками мастер-класса.
  • Презентация педагогического опыта.
  • Представление опыта реализации дополнительной образовательной программы «Успех».Одна из воспитательных задач программы «Успех» - способствовать формированию ценностей здорового образа жизни.Цирк - синтетический вид искусства, который включает в себя разные виды спорта и искусства. Например:
  • гимнастика спортивная и художественная;
  • акробатика, прыжки на батуте;
  • синхронное плавание;
  • конный спорт;
  • тяжелая атлетика, гиревой спорт и т.д.;
  • йога, массаж;
  • балет, танцы;
  • театральное искусство;
  • музыкальное искусство, вокал;
  • прикладное искусство, народные ремесла;
  • этнокультура Донского края и других стран Мира;
  • мастерская по изготовлению бутафорского реквизита, пошив костюмов т.д.
  • Объединения видов спорта и искусств с жанрами циркового искусства дает широкий спектр всестороннего развития и воспитания здорового подрастающего поколения.Занятия в цирковой студии «РИАН» укрепляют физическое здоровье, развивают физические качества, корректируют осанку и координацию движений, развивают умение ориентироваться в пространстве; развивают подвижность (лабильность) нервных процессов, повышают эмоциональное здоровье человека, т.к. способствует раскрытию его внутреннего мира, помогают оценить красоту музыки и движения, сформировать уверенность в себе; снимают психологические и мышечные зажимы у детей.
  • Этап целеполагания и мотивации.
  • Введение в проблему мастер-класса.Здоровьесбережение является важным фактором организации образовательного процесса в цирковой студии.Для сохранения физического здоровья особое внимание уделяется обучению правилам техники безопасности и их соблюдению в процессе освоения новых движений, а также во время репетиций и концертных выступлений. Система игр и двигательных упражнений направлена на обеспечение подвижности суставов, исправление осанки, освобождение корпуса от зажатости, скованности, развитие пластичности, умения свободно держаться на сцене.Для сохранения психического здоровья занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, различные виды учебной деятельности чередуются с физкультминутками, позволяющими не допускать психологических перегрузок (раздражение, стресс), состояний усталости, переутомления. Индивидуальные беседы помогают овладению способностью эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, снятию внутренних зажимов, повышению самооценки. Развитие коммуникации обучающихся в коллективе организовано за счет воспитательных мероприятий, бесед, игровых упражнений, направленных на сплочение коллектива.Для сохранения и развития духовно-нравственного здоровья необходимо овладение обучающимися основами эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, что постепенно происходит во время учебных занятий, репетиционного процесса, концертных выступлений, а также коллективных поездок на конкурсные выступления в другие города. Создание доброжелательного комфортного психологического климата на занятиях служит непременным условием сохранения и развития психологического, нравственного здоровья обучающихся. При работе с одаренными воспитанниками практикуется установление более тесных контактов с их родителями, друзьями. Это позволяет лучше понять их нравственные ориентиры, внутренний мир, как они развивались до прихода в коллектив, какие у них мечты и стремления, недостатки и положительные качества характера. Сохранять и развивать их духовно-нравственное здоровье также помогает специальный подбор соответствующего репертуара цирковых жанров и постановки номеров.Реализация образовательной деятельности, направленной на формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся, осуществляется с соблюдением следующих правил техники безопасности и здоровьесбережения:
  • проведение занятий в светлом, хорошо проветриваемом помещении;
  • осуществление тщательной влажной уборки помещения;
  • соблюдение условий проведения занятий: плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток;
  • соответствие объема учебной нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям обучающегося;
  • избегание психологических перегрузок (раздражение, стресс);
  • избегание состояний усталости, утомления и переутомления у обучающихся, ведь именно создают предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний;
  • соблюдение осторожности при выполнении определенных движений на занятиях, во время репетиций и концертных выступлений.
  • Проверка готовности участников мастер-класса к практической части: «На примере занятия по жонглированию мы с вами разучим несколько базовых упражнений с мячами и цирковыми тарелочками (броски, ловля и закручивание), проследим за тем, какие группы мышц наиболее задействованы при работе с ними».
  • Основной этап:
  • Имитационная игра.Построение участников мастер-класса по линиям. Разминка: Общеразвивающие упражнения, разминка для рук и кистей, упражнения с малым мячом.Упражнения – имитация жонглирования. Демонстрация и объяснение использования приемов здоровьесберегающих технологий в процессе жонглирования:
  • броски и ловля 1 мяча правой, левой руками;
  • бросок и ловля 1 мяча с хлопком руки об бедро;
  • бросок и ловля 1 мяча с хлопком в ладоши;
  • поочередные броски 2- х мячей, с одной руки в другую;
  • перекрестные броски 2- х мячей;
  • броски 3 мячами;
  • закручивание тарелочки на палочке.
  • Рефлексивный этап.
  • Оценка успешности достижения цели мастер-класса. Дискуссия участников мастер-класса по проблеме применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по жонглированию
  • Итоговый этап.
  • Педагогические выводы по проблеме здоровьесберегающих технологий на занятиях по цирковому искусству. Перспективы сотрудничества педагогов в данной сфере деятельности.