Публикации
Развитие речи детей дошкольного возраста через движение
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей дошкольного возраста через движение
Автор: Томас Надежда Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей дошкольного возраста через движение
Автор: Томас Надежда Николаевна
Развитие речи детей дошкольного возраста через движение Автор: Томас Надежда Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №4» г. СыктывкарОчень много детей в настоящее время имеют речевые нарушения. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников. К тому же научные исследования 70-х гг прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти (Л.Ф. Фомина, М. Кольцова, Е. Мастюкова, 1971-78 гг.). Ученые рассматривали «кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат, а проекция кисти есть еще одна речевая зона мозга». Л.Ф. Фоминой было проведено исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она обследовала более 500 детей в дошкольных учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Проверка на большом количестве детей показала, что это не случайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться трудно. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций руки и речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот. Т. о., данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга. За последние годы было много описано приемов работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описали приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии, О.С. Бот с общим недоразвитием речи, Л.В. Лопатина Н.В. Серебрякова с дизартрией, Л.И. Белякова с заиканием. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Учеными А.Леонтьевым и А.Лурия также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем она выше, тем быстрее развивается речь, увеличивается словарный запас, ведь формирование движения происходит при участии речи. К тому же под действием упражнений в организме ребенка возрастает синтез биологически активных соединений, которые благоприятно влияют на настроение, активность, повышают умственную и физическую работоспособность. Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Развитием общей и мелкой моторики можно заниматься в разных видах деятельности, но игры и физические упражнения имеют для этого наибольшие возможности. Так как, во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют, соревнуются, выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, правильного дыхания, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц. И, главное, с помощью движения можно стимулировать развитие правильной речи, используя специально подобранные считалочки, речетативы, стихи, отрывки из сказок, заклички, речевую дыхательную гимнастику, физкультминутки, речевые подвижные и пальчиковые игры. Этим мы не только стимулируем правильное развитие речи, но и подготавливаем ребенка к успешному обучению в школе и быстрой адаптации в обществе. Важным фактором для стимулирования правильной речи являются все формы и средства физической культуры. Они помогают с помощью разнообразных двигательных действий, свободного двустороннего общения с детьми, творческой обстановки значительно расширить словарный запас детей, активизировать их речь, закрепить знания, полученные на занятии по развитию речи, проверить их прочность. Для этого НОД по физическому развитию должна строиться с учетом лексической темы по развитию речи. Если тема звучит «Домашние птицы», то на физкультурном занятии надо планировать прогулку «На птичьем дворе», если «Насекомые», то отдыхать «На лугу», если «Зимние забавы», то вспомнить, чем занимаемся зимой на прогулке. Речь детей стараться не ограничивать, но следить за ее правильностью и грамотностью. Широко использовать считалочки, стихи, речитативы, загадки, пословицы, заклички и т. д.. Ежедневно в режиме дня предлагать детям двигательные задания на координацию движения, пространственное ориентирование, «ручную ловкость» или чувство ритма. На оздоровительной гимнастике после сна рекомендуется проводить игровые комплексы в стихотворной форме, например, сентябрь - октябрь – «Осенние заботы», ноябрь - декабрь – «В мире животных», январь- февраль – «Зимние забавы», март–апрель-май – «Весеннее пробуждение». Все двигательные действия в комплексах выполняются в игровой форме с проговариванием слов, соблюдая ритм «движение-слово». В конце комплекса делать пальчиковую гимнастику, самомассаж рук и ног махровым варежками. Надо постоянно быть в поиске методических приемов, повышающих у детей мотивацию к занятиям физическими упражнениями и эффективность процесса обучения, а также воспитывающих средствами физической культуры способов личностных отношений между детьми и быстрой адаптации их к разнообразным формам двигательного режима. Творческо-экспериментальная работа по стимулированию правильной речи дошкольника через движение - это большой и кропотливый труд для специалиста, требующий и времени, и физических затрат. Но древнеримский философ Гораций говорил: «Ничто в жизни не достается без большого труда». В данном случае, и труда детей, которые желают научиться правильно говорить, и труда педагога, который стремится в этом помочь ребенку, и труда родителей, которые хотят видеть своего ребёнка здоровым. Поэтому очень важно, чтобы работа давала положительные результаты, тогда не жалко ни времени, ни сил. Список литературы1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис Пресс, 2005.5. Сайкина Е.Г., Фрилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! / Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.