Публикации
Дополнительная программа "Математические ступеньки" старшая группа
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная программа "Математические ступеньки" старшая группа
Автор: Голубова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная программа "Математические ступеньки" старшая группа
Автор: Голубова Елена Александровна
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки»( социально – гуманитарное направление)для детей старшего дошкольного возраста( 5 – 6 лет)на 2023 – 2024 учебный годАвтор программы: воспитатель Голубова Елена Александровна I.ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛПояснительная записка Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра – математика в той или иной мере нужна будет огромному количеству различных профессий, и отнюдь не только математикам. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся, аккуратность, трудолюбие и инициативность. Общительность, волевые качества и творческие способности. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие. Но результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Программа предназначена для работы с дошкольниками 5 - 6 лет по математике и способствует формированию, развитию основных структур мышления дошкольников, умственному их развитию. Занятия строятся в увлекательной форме по определённой системе, используя игры и игровые ситуации. Игре в процессе занятий отводиться особая роль, т. к. с учётом возрастных особенностей дети дошкольного возраста отводят большее время игровой деятельности. Игры насыщены логическим и математическим содержанием. Они не требуют особых знаний, в них моделируются логические и математические конструкции. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников освоения "Азбучных" математических истин, учат его логически мыслить, анализировать, делать простейшие математические обобщения, помогают сформировать представления и понятия о математике. Кроме этого материал программы развивает речь, обобщает словарный запас, тренирует память, закладывает основы творчества. В содержание программы внесены материалы учебно – методических пособий «Математика для детей 5 -6 лет» Е.В. Колесникова, "Игралочка" авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова и "Раз – ступенька, два - ступенька", авторы: Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. Реализация дополнительной программы способствует формированию интереса к занятиям математики, способствует адаптации к школьному образованию, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования. Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Математические ступеньки» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября . №1155; Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей и молодёжи».Цель программы: создание эффективных условий для развития математических представлений у дошкольников старшей группы; а также всестороннее развитие детей 5 - 6 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в дальнейшем, решение проблемы адаптации к школе.Задачи: образовательные:- развитие и увеличение объёма познавательных процессов мышления: памяти, внимания, воображения, восприятия, творческих способностей;приобретение и закрепление знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития; формирование и закрепление навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании; овладение математической терминологией; формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развивающие:развитие умения выполнять содержательно – логические задания; развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить умозаключения, доказывать свою точку зрения. Развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала Развитие правильной, точной, лаконичной математической речи воспитательные:учить детей быть организованными, самостоятельными; учить сосредотачиваться, внимательно слушать. выполнять работу качественно и в срок. стремиться довести работу до логического завершения воспитывать самостоятельность, инициативность, волевые качества, терпеливость Данная дополнительная программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):социальнокоммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественноэстетическое развитие;физическое развитие.Участники программы - дети 5 - 6 лет.Срок реализации программы- 1 годСрок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).Принципы формирования программы «Математические ступеньки»Программа «Математические ступеньки» построена на следующих принципах:1 принцип единства развивающего и воспитывающего обучения, т.е. обучение направлено не только на усвоение математических умений и навыков, но также и на формирование морально-нравственных качеств личности;2 принцип систематичности обеспечивает взаимосвязь изучаемых знаний и умений, т.е. программа курса представляет собой систему взаимосвязанных понятий;3 принцип наглядности – обеспечивает единство конкретного и абстрактного, способствует более полноценному усвоению материала;4 принцип доступности – познавательный материал строится с учётом возрастных, психологических и физических особенностей детей, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок в процессе обучения. Соблюдается переход от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от известного- к неизвестному.5 принцип – игровая форма подачи материала;6 принцип – сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов познавательной деятельности, а также различных форм организации детей;7 креативный принцип – в соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.Подходы к формированию программы «Математические ступеньки»1 - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, т.к. Программа способствует подготовке детей к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, их социализации.2 – формирование элементарных математических представлений, для реализации чего был отобран, адаптирован подходящий образовательный материал из работ отечественных классиков дошкольной математики (Колесникова Е.В., Метлина Л.С, Данилова В.В, Коротовских Е.А, Петерсон, Холина).3 – Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.4 – данная дополнительная программа не дублирует основную программу ДОУ по математическому развитию, а дополняет её.Возрастные характеристики детей 5 -6 лет. Особенности развития детей последнего года обучения в ДОУ, как и в младших группах, требуют использование игровой деятельности как способа и формы подачи образовательного материала, поэтому все занятия строятся в игровой форме. Однако, учитывая требуемые цели и опираясь на поставленные задачи дополнительной программы, необходимо обеспечить своевременную подготовку детей к первому году обучения в школе. Дети старшей группы более усидчивы, внимательны, социализированы по сравнению с ранними группами ДОУ, их когнитивные возможности и потенциал гораздо шире. Они способны к самостоятельным умозаключениям, логическим выводам, более усидчивы и терпеливы. И поэтому требования к проведению занятий корректируются, усложняются. Детям необходима поддержка их инициативы, поощрение выбора нестандартных решений, индивидуальный подход и личная консультация; ребёнок стоит перед началом образования в школе, поэтому занятия приближены к школьному варианту, увеличены требования к выполнению упражнений и задач по усвоению математических умений. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.Планируемые результаты освоения Программы. К концу учебного года предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций. Планируемые результаты учитывают, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей 5-6 лет предпосылок к готовности овладением учебной деятельности в школе. Ожидаемые результаты:выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением; освоение программы по дополнительному образованию по высокому уровню; желание заниматься математической деятельностью. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛОписание образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей детей в процессе формирования элементарных математических представлений.Содержание образовательной программы.Модуль 1. Количество и счёт. Дети знакомятся с математическими знаками +,-, =, больше-меньше, владеют способами выполнения математических действий, решают примеры и задачи до 10; считают до 10 и обратно, ,придумывают и решают задачи по картинкам, составляют число из двух меньших (в пределах 10); соотносят цифру с количеством (до 10), сравнивают числа, используя понятия «больше, меньше на…»)Модуль 2.Величина. Дети сравнивают предметы по величине: длине, массе, ёмкости, используя методы наложения, приём попарного сравнения, выстраивают ряд предметов с постепенным изменением величин.Знакомятся с частями (половина, треть, четверть), активно используют в своей речи обозначения понятий: больше, меньше, шире, уже, выше, легче и т.д.Геометрические фигуры. Дети выделяют свойства и отличительные особенности фигур, группируют их по общим признакам, называют «лишнюю» фигуру в ряду. Усваивают понятия окружность, центр окружности, круг, центр круга, полукруг. Собирают целые фигуры из 8-12 частей. Знают и правильно называют геометрические тела: шар, куб, конус, призма, цилиндр, пирамида. Собирают геометрические фигуры, орнаменты, сюжетные картинки из счётных палочек, других геометр. Фигур и т.д., расчленяют модели на составные части, видоизменяют объекты в соответствии с задачей, обсуждают последовательность сборки.Модуль 3.Ориентировка во времени. Оперируют понятиями «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года. Ориентируются в днях недели (позавчера, завтра и т.д.), устанавливают на макете часов заданное время, усваивают меры времени: секунда, минута, час.Ориентировка в пространстве. Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве (вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево и т.д.). Ориентировка по плану, по словесной инструкции, определяют положение предметов в пространстве, графически изображают направление движения.Средства социально – гуманитарной направленности (носители образовательной информации): учебно-методические пособия, наглядные пособия, рабочие тетради, материалы, оборудование.Методы социально – гуманитарной направленности в работе с детьми (способы совместной деятельности воспитателя и детей для реализации целей и задач программы):-словесные (рассказ, беседа, обсуждение, дискуссия,)-наглядные (демонстрация моделей временных частей суток, года, схемы сборки объекта и т.д)-практические (математические игры, упражнения, работа в тетрадях, постановка математических сценок и т.д.)Формы работы с детьми – ООД, совместная образовательная деятельность детей и взрослых вне занятий, самостоятельная деятельность детей.Формы организации детей – групповая, подгрупповая, индивидуальная.Работа с родителямиФормы взаимодействия с родителями.Наглядно-информационные:- папка – передвижка «Математика – это интересно!» (октябрь 2021)-папка – передвижка « Правое – левое. Как научить ребёнка не путать стороны» (ноябрь 2021)- изготовление буклетов на тему «Скоро в школу! Что надо знать будущему ученику» (февраль 2022)Индивидуальные-индивидуальные беседы с родителями, консультации (октябрь – май) Коллективные - Организация открытого занятия по математике «Математическое царство, Геометрическое государство» (Март 2022)- Выступление на родительском собрании по теме «Формирование математических представлений у детей 6 лет» (январь 2022)III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛОрганизация учебного процессаЗанятия проводятся в группе одного возрастного диапазона. Время проведения занятий 25 минут 1 раз в неделю. Дети рассаживаются несколькими вариантами (вокруг стола так, чтобы они могли видеть друг друга; по двое за парту; на коврике).Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.Программа рассчитана на 36 занятий (1 раз в неделю, 25 минут, в вечернее время)Перспективный план работы по дополнительному образованию «Математические ступеньки»СентябрьОктябрь НоябрьДекабрь ЯнварьФевральМартАпрельМайМетодическое обеспечение:Обучающие настольно-печатные игры по математике; Геометрические мозаики и головоломки, математическое лото, домино; Занимательные книги по математике; Счетный материал, счетные палочки – 12 наборов ; пропись Е.В. Колесниковой «Я считаю до десяти» - 12 шт; геометрические фигуры - 12 наборов; геометрические тела - 12 наборов; блоки Дьенеша - 12 наборов; счётный материал - 12 наборов; танграм - 12 наборов; палочки Кюизенера - 12 наборов; карандаши - 12 наборов; фломастеры - 12 наборов; графитный карандаш - 12 шт.; шариковая ручка - 12 шт. Головоломки: (« Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) Материально- техническое обеспечение программы «Математические ступеньки»Групповое помещение Столы детские -6 шт. Стулья детские – 12 шт. Ковёр Шкаф для дидактического материала -1 шт. Шкаф для литературы и пособий – 1 шт. Ноутбук с проектором Раздаточный и демонстрационный материал к занятиям карандаши, ручки, тетради счетные палочки, магнитная доска, магниты - цифры и знаки доска, мел набор пластмассовых геометрических фигур "Танграмм" развивающая игра "Собери цифру" развивающая игра "Цифры в пазлах" цветная бумага, бархатная бумага, альбомы нити разной длинны. МониторингОтслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года) Методы мониторинга: наблюдения за детьми в процессе ООД, самостоятельной и игровой деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.Формы подведения итогов работы программы:КВН Викторины Интегрированные занятия Мини – олимпиады Используемая литература.При разработке программы к занятиям программы использовалось: Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации.Москва, Баласс, 2005 г; З.А.Михайлова «Математика от трех до семи» 2001г.Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».- М.:Ювента, 2010. – 64 с.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: методическое пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.Колесникова Е.В . Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 5-6 лет. - М.: Ювента, 2013. – 32 с.Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 22 с.