Публикации Дополнительная программа "Математические ступеньки" старшая группа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная программа "Математические ступеньки" старшая группа
Автор: Голубова Елена Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки»( социально – гуманитарное направление)для детей старшего дошкольного возраста( 5 – 6 лет)на 2023 – 2024 учебный годАвтор программы: воспитатель Голубова Елена Александровна I.ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛПояснительная записка Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра – математика в той или иной мере нужна будет огромному количеству различных профессий, и отнюдь не только математикам. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся, аккуратность, трудолюбие и инициативность. Общительность, волевые качества и творческие способности. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие  личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие. Но  результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Программа предназначена для работы с дошкольниками 5 - 6 лет по математике и способствует формированию, развитию основных структур мышления дошкольников, умственному их развитию. Занятия строятся в увлекательной форме по определённой системе, используя игры и игровые ситуации. Игре в процессе занятий отводиться особая роль, т. к. с учётом возрастных особенностей  дети дошкольного возраста отводят большее время игровой  деятельности. Игры насыщены логическим и математическим содержанием. Они не требуют особых знаний, в них моделируются логические и математические конструкции. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников освоения "Азбучных" математических истин, учат его логически мыслить, анализировать, делать простейшие математические обобщения, помогают сформировать представления и понятия о математике. Кроме этого материал программы развивает речь, обобщает словарный запас, тренирует память, закладывает основы творчества. В содержание программы внесены материалы учебно – методических пособий «Математика для детей 5 -6 лет» Е.В. Колесникова, "Игралочка" авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова и "Раз – ступенька, два - ступенька", авторы: Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. Реализация дополнительной программы способствует формированию интереса к занятиям математики, способствует адаптации к школьному образованию, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования. Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Математические ступеньки» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября . №1155; Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей и молодёжи».Цель программы: создание эффективных условий для развития математических представлений у дошкольников старшей группы; а также всестороннее развитие детей 5 - 6 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в дальнейшем, решение проблемы адаптации к школе.Задачи: образовательные:-      развитие и увеличение объёма познавательных процессов мышления: памяти, внимания,   воображения, восприятия, творческих способностей;
  • приобретение и закрепление знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития;
  • формирование и закрепление навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании;
  • овладение математической терминологией;
  • формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  • развивающие:
  • развитие умения выполнять содержательно – логические задания;
  • развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить умозаключения, доказывать свою точку зрения.
  • Развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала
  • Развитие правильной, точной, лаконичной математической речи
  • воспитательные:
  • учить детей быть организованными, самостоятельными;
  • учить сосредотачиваться, внимательно слушать.
  • выполнять работу качественно и в срок.
  • стремиться довести работу до логического завершения
  • воспитывать самостоятельность, инициативность, волевые качества, терпеливость
  • Данная дополнительная программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей  (образовательные  области):социальнокоммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественноэстетическое развитие;физическое развитие.Участники программы - дети 5 - 6 лет.Срок реализации программы- 1 годСрок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).Принципы формирования программы «Математические ступеньки»Программа «Математические ступеньки» построена на следующих принципах:1 принцип единства развивающего и воспитывающего обучения, т.е. обучение направлено не только на усвоение математических умений и навыков, но также и на формирование морально-нравственных качеств личности;2 принцип систематичности обеспечивает взаимосвязь изучаемых знаний и умений, т.е. программа курса представляет собой систему взаимосвязанных понятий;3 принцип наглядностиобеспечивает единство конкретного и абстрактного, способствует более полноценному усвоению материала;4 принцип доступности познавательный материал строится с учётом возрастных, психологических и физических особенностей детей, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок в процессе обучения. Соблюдается переход от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от известного- к неизвестному.5 принцип игровая форма подачи материала;6 принцип сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов познавательной деятельности, а также различных форм организации детей;7 креативный принцип в соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.Подходы к формированию программы «Математические ступеньки»1 - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, т.к. Программа способствует подготовке детей к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, их социализации.2 формирование элементарных математических представлений, для реализации чего был отобран, адаптирован подходящий образовательный материал из работ отечественных классиков дошкольной математики (Колесникова Е.В., Метлина Л.С, Данилова В.В, Коротовских Е.А, Петерсон, Холина).3 – Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.4 – данная дополнительная программа не дублирует основную программу ДОУ по математическому развитию, а дополняет её.Возрастные характеристики детей 5 -6 лет. Особенности развития детей последнего года обучения в ДОУ, как и в младших группах, требуют использование игровой деятельности как способа и формы подачи образовательного материала, поэтому все занятия строятся в игровой форме. Однако, учитывая требуемые цели и опираясь на поставленные задачи дополнительной программы, необходимо обеспечить своевременную подготовку детей к первому году обучения в школе. Дети старшей группы более усидчивы, внимательны, социализированы по сравнению с ранними группами ДОУ, их когнитивные возможности и потенциал гораздо шире. Они способны к самостоятельным умозаключениям, логическим выводам, более усидчивы и терпеливы. И поэтому требования к проведению занятий корректируются, усложняются. Детям необходима поддержка их инициативы, поощрение выбора нестандартных решений, индивидуальный подход и личная консультация; ребёнок стоит перед началом образования в школе, поэтому занятия приближены к школьному варианту, увеличены требования к выполнению упражнений и задач по усвоению математических умений. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.  Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.Планируемые результаты освоения Программы. К концу учебного года предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций. Планируемые результаты учитывают, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей 5-6 лет предпосылок к готовности овладением учебной деятельности в школе. Ожидаемые результаты:
  • выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением;
  • освоение  программы по дополнительному образованию по высокому уровню;
  • желание заниматься математической деятельностью.
  • II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛОписание образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей детей в процессе формирования элементарных математических представлений.Содержание образовательной программы.Модуль 1. Количество и счёт. Дети знакомятся с математическими знаками +,-, =, больше-меньше, владеют способами выполнения математических действий, решают примеры и задачи до 10; считают до 10 и обратно, ,придумывают и решают задачи по картинкам, составляют число из двух меньших (в пределах 10); соотносят цифру с количеством (до 10), сравнивают числа, используя понятия «больше, меньше на…»)Модуль 2.Величина. Дети сравнивают предметы по величине: длине, массе, ёмкости, используя методы наложения, приём попарного сравнения, выстраивают ряд предметов с постепенным изменением величин.Знакомятся с частями (половина, треть, четверть), активно используют в своей речи обозначения понятий: больше, меньше, шире, уже, выше, легче и т.д.Геометрические фигуры. Дети выделяют свойства и отличительные особенности фигур, группируют их по общим признакам, называют «лишнюю» фигуру в ряду. Усваивают понятия окружность, центр окружности, круг, центр круга, полукруг. Собирают целые фигуры из 8-12 частей. Знают и правильно называют геометрические тела: шар, куб, конус, призма, цилиндр, пирамида. Собирают геометрические фигуры, орнаменты, сюжетные картинки из счётных палочек, других геометр. Фигур и т.д., расчленяют модели на составные части, видоизменяют объекты в соответствии с задачей, обсуждают последовательность сборки.Модуль 3.Ориентировка во времени. Оперируют понятиями «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года. Ориентируются в днях недели (позавчера, завтра и т.д.), устанавливают на макете часов заданное время, усваивают меры времени: секунда, минута, час.Ориентировка в пространстве.  Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве (вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево и т.д.). Ориентировка по плану, по словесной инструкции, определяют положение предметов в пространстве, графически изображают направление движения.Средства социально – гуманитарной направленности (носители образовательной информации): учебно-методические пособия, наглядные пособия, рабочие тетради, материалы, оборудование.Методы социально – гуманитарной направленности в работе с детьми (способы совместной деятельности воспитателя и детей для реализации целей и задач программы):-словесные (рассказ, беседа, обсуждение, дискуссия,)-наглядные (демонстрация моделей временных частей суток, года, схемы сборки объекта и т)-практические (математические игры, упражнения, работа в тетрадях, постановка математических сценок и т.д.)Формы работы с детьми – ООД, совместная образовательная деятельность детей и взрослых вне занятий, самостоятельная деятельность детей.Формы организации детей – групповая, подгрупповая, индивидуальная.Работа с родителямиФормы взаимодействия с родителями.Наглядно-информационные:- папка – передвижка «Математика – это интересно!» (октябрь 2021)-папка – передвижка « Правое – левое. Как научить ребёнка не путать стороны» (ноябрь 2021)- изготовление буклетов на тему «Скоро в школу! Что надо знать будущему ученику» (февраль 2022)Индивидуальные-индивидуальные беседы с родителями, консультации (октябрь – май) Коллективные - Организация открытого занятия по математике «Математическое царство, Геометрическое государство» (Март 2022)- Выступление на родительском собрании по теме «Формирование математических представлений у детей 6 лет» (январь 2022)III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛОрганизация учебного процессаЗанятия проводятся в группе одного возрастного диапазона. Время проведения занятий 25 минут 1 раз в неделю. Дети рассаживаются несколькими вариантами (вокруг стола так, чтобы они могли видеть друг друга; по двое за парту; на коврике).Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.Программа рассчитана на 36 занятий (1 раз в неделю, 25 минут, в вечернее время)Перспективный план работы по дополнительному образованию «Математические ступеньки»СентябрьОктябрь НоябрьДекабрь ЯнварьФевральМартАпрельМайМетодическое обеспечение:
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • Геометрические мозаики и головоломки, математическое лото, домино;
  • Занимательные книги по математике;
  • Счетный материал, счетные палочки – 12 наборов ;                             
  • пропись Е.В. Колесниковой «Я считаю до десяти» - 12 шт;
  • геометрические фигуры - 12 наборов;
  • геометрические тела - 12 наборов;
  • блоки Дьенеша - 12 наборов;
  • счётный материал - 12 наборов;
  • танграм - 12 наборов;
  • палочки Кюизенера - 12 наборов;
  • карандаши - 12 наборов;
  • фломастеры - 12 наборов;
  • графитный карандаш - 12 шт.;
  • шариковая ручка - 12 шт.
  •  Головоломки: (« Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
  • Материально- техническое обеспечение программы «Математические ступеньки»
  • Групповое помещение
  • Столы детские -6 шт.
  • Стулья детские – 12 шт.
  • Ковёр
  • Шкаф для дидактического материала -1 шт.
  • Шкаф для литературы и пособий – 1 шт.
  • Ноутбук с проектором
  • Раздаточный и демонстрационный материал к занятиям
  • карандаши, ручки, тетради
  • счетные палочки,
  • магнитная доска, магниты - цифры и знаки
  • доска, мел
  • набор пластмассовых геометрических фигур "Танграмм"
  • развивающая игра "Собери цифру"
  • развивающая игра "Цифры в пазлах"
  • цветная бумага, бархатная бумага, альбомы
  • нити разной длинны.
  • МониторингОтслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года) Методы мониторинга: наблюдения за детьми в процессе ООД, самостоятельной и игровой деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.Формы подведения итогов работы программы:
  • КВН
  • Викторины
  • Интегрированные  занятия
  • Мини – олимпиады
  • Используемая литература.При разработке программы к занятиям программы использовалось: Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендацииосква, Баласс, 2005 г; З.А.Михайлова «Математика от трех до семи» 2001г.Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».- М.:Ювента, 2010. – 64 с.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: методическое пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.Колесникова Е.В . Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 32 с.Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 5-6 лет. - М.: Ювента, 2013. – 32 с.Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 22 с.