Публикации
Круглый стол
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Круглый стол
Автор: Анна Андреевна мещангина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Круглый стол
Автор: Анна Андреевна мещангина
Круглый стол для родителей«Роль тьютора в образовательном процессе»Цель: расширить знания по технологии тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе.Задачи:- знакомство с основами профессии «тьютор» (основные понятия, история тьюторства, сущность и значение профессии «тьютор»); - пояснение построения взаимоотношений тьютора-подопечного-родителя для формирования гармоничных отношений ребенка с социумом школы;- представление опыта тьюторской деятельности;- обсуждение актуальных проблем в области организации тьюторского сопровождения, выработка решений;- проведение практического занятия (совместная деятельность с родителями тьюторантов);- рефлексия.Целевая аудитория: законные представители тьюторантовОборудование; ПК, мультимедийный проектор, экранХод мероприятия:Вступление Ведущий 1. На экране слайды. Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые родители. Знакомство. Сегодня мы с вами собрались за круглым столом, чтобы обсудить и понять предназначение роли тьютора в образовательном процессе. А знаете ли вы, что предполагает должность тьютор? Предлагаем вам выбрать карточки и согласиться или опровергнуть понятие тьютор.Игра «Тьютор – это….»Родителям раздают карточки с названиями - наставник- учитель - смотрящий- опекун- няня - охранник- сопровождающий- консультант- советникВ центре доски слово тьютор, правильные обозначения прикрепляются рядом с этим словом. Обсуждение. Слайд 3. Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.Давайте обратимся к историческим фактам, происхождения тьюторства. Слайд 4.Впервые в 1990 в Московской Школе Культурной Политики появился проект факультета тьюторства, за образец была принята германская система университетов. В современную российскую систему образования должность тьютор вошла лишь в 2008 году. Но в мировой практике тьюторство существует еще со времен Средневековья: впервые этот термин упоминается в 1580 году. В английских университетах — Кембридже и Оксфорде — в ХIII-XIV веках, к каждому студенту прикреплялся индивидуальный тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению.Сейчас специальность востребована практически во всех образовательных учреждениях нашей страны, хотя до сих пор мало кто представляет, что это такое – тьютор, и в чем особенность этого рода деятельности.На сегодняшний день определены основные цели и задачи тьюторской деятельности. Слайд 5.Цель деятельности тьютора:Создание таких условий обучения, при которых бы ребенок с ОВЗ мог максимально эффективно усвоить образовательный стандарт при имеющихся ограничениях.Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач: - Создание комфортных условий для нахождения в школе; - Конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; - Организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;- Особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. - Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды. - Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Результатами тьюторского сопровождения являются:- адаптация ребенка к среде школы – изменение поведения ребенка;-развитие коммуникативных способностей ребенка;- динамика личностного, когнитивного, эмоционального, развитие творческого потенциала, развитие самостоятельности ребенка.Завершающим этапом должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой.Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.СлайдыОсновная часть Роль тьютора в образовательном процессе Слайды 6-10Ведущий 1. Ведущий 2. Тьютор – это не только помощник учителя, а помощник ребенка. Ребенок должен полностью доверять своему помощнику, обращаться к нему за помощью и получать от тьютора подсказки, чтобы быть успешным и не бояться учиться и общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом реализуется концепция безошибочного обучения.Слайды 11-12Виды подсказок.1.Полная физическая или подсказка «рука в руке».Тьютор молча делает все сам, используя руки ребенка. Тьютор стоит сзади и держит руки ребенка в своих. При этом говорит и хвалит ребенка учитель.2. Частичная физическая подсказкаТьютор частично помогает ребенку правильно ответить. Например, если мы учим ребенка махать рукой на прощание, то частичная физическая подсказка будет выглядеть как прикосновение к локтю ученика.3. Жестовая подсказкаСамая распространенная. Это указывание на нужный предмет4. Моделирование.Мы моделируем правильное поведение. Например, учитель говорит ребенку «встань» и тьютор встает при этом, показывая ему, что делать. Можно показать ребенку видео, где выполняется это действие. Это подражание действия.5.Визуальная подсказка.Это картинки, знаки, текст. Например, мы просим ребенка показать картинку с курицей. При этом курица должна быть крупнее других персонажей. Или мы просим дать зеленый квадрат, то есть выбрать его из двух или трех квадратов. При этом нужный квадрат должен быть крупнее по размеру.6. Позиционная подсказкаЧаще всего используется, когда работа проводится за столом. Например, ребенок собирает пирамидку. Чтобы он собрал ее правильно, мы выстраиваем на столе нужную последовательность. Если надо выбрать какой-то предмет, то его надо положить ближе других. Например, учитель просит дать красный кубик. Мы кладем красный кубик ближе других, и ребенок сразу его заметит.7. Вербальная подсказка.Это слова и вопросы.Полная вербальная подсказка – это полное произнесение всей фразы или слова. Например, мы учим ребенка называть предметы. Учитель задает вопрос: «Кто это?, а тьютор говорит: медведь».Частичная вербальная подсказка, когда произносится не все слово целиком, а его часть. Например «ме», а ребенок заканчивает произнесение слова.8. Подсказка интонацией.Это используется для вербальных ответов. Учитель особенно громко выделяет какую-то часть слова или слово целиком, если ребенок его не произносит или произносит неправильно.Ведущий 3. Следующий вопрос, на котором мне очень хочется акцентировать ваше внимание, это поведение.(Слайд 2). Одной из основных трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей – это ярко выраженное дезадаптивное поведение.Коррекция дезадаптивного поведениявключает следующие важные шаги:1-й шаг - Описание поведения, которое необходимо устранить.Это нужно для того, чтобы все люди, работающие с ребенком, имели единые согласованные представления о целях последующей коррекционной работы. Желательно, чтобы в описании приняли участие все взрослые, которые контактируют с ребенком.Описание поведения содержит следующие пункты:- Название дезадаптивного поведения (например: крик, плач, укусы и т.д.)- Описание: как внешне выглядит поведение, какие действия производит ребенок во время наблюдаемого эпизода.- Как начинается поведение. Фиксируются первые признаки, например, это может быть какое-то движение, какой-то звук.- Как завершается поведение: какие проявления указывают на то, что данное поведение заканчивается. Например, стук ногами по столу постепенно стихает и слабеет.- Продолжительность: Иногда какое-то нежелательное поведение может проявляться очень часто и быть длительным. В этом случае крайне трудно сразу устранить такое поведение. В данной ситуации рекомендуется начать работать над уменьшением продолжительности таких эпизодов.- Интенсивность: насколько ярко выражено данное поведение. Например, громко ли кричит ребенок? Царапает другого человека слегка или до крови и т.д.Мы рассмотрели 1-й шаг - Описание поведения, которое необходимо устранить и переходим к следующему.(Слайд 5). 2-й шаг - Оценка дезадаптивного поведения: определение его функции и поддерживающих условий.Для того чтобы скорректировать дезадаптивное поведение, необходимо понять, что оно выражает, то есть определить его функцию. Выделяются 4 функции дезадаптивного поведения:1. Получение желаемого. Например, на занятии (уроке), вместо того чтобы попросить у педагога свою любимую тетрадь с изображением машин из мультфильма «Тачки», ребенок кричит и стучит кулаками по парте, а ногами по полу. При этом педагог не понимает, что это означает.2. Привлечение внимания. Вместо того чтобы привлечь внимание сверстника адекватным способом – позвать его или подойти и потрогать за плечо, ребенок подбегает и бьет его.3. Избегание. Например, на индивидуальных занятиях у специалиста ребенок выражает отказ от выполнения нелюбимого вида деятельности - сортировки карточек – не общепринятым способом («нет», «не хочу» или «давайте сегодня не будем работать с карточками»), а при помощи агрессии, вцепляясь в руки специалиста, или сползает со стула, или выполняет задание формально, заведомо неправильно.4. Аутостимуляция (самостимуляция) (повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов). Примеры аутостимуляций, препятствующих обучению: беспрерывное разрывание бумаги на мелкие кусочки, закрашивание (заштриховывание) текста в учебнике вместо выполнения учебного задания, проговаривание на занятиях (уроках) фраз из мультфильмов, вместо того чтобы слушать педагога.Некоторые аутостимуляции, например, раскачивание ногами, не препятствуют, а способствуют продуктивной деятельности и увеличивают скорость выполнения задания. Такие аутостимуляции не нуждаются в корректировке.Дезадаптивное поведение, функцией которого является аутостимуляция, поддается коррекции труднее всего, так как оно не связано с внешним окружением. Соответственно, повлиять на него, изменяя внешние условия, затруднительно.Для проведения коррекции дезадаптивного поведения необходимо определить все поддерживающие условия такого поведения, а именно: предшествующие обстоятельства, которые могли спровоцировать возникновение той или иной формы поведения и последствия, т.е. события, которые происходят непосредственно уже после поведения. Часто последствия дезадаптивного поведения поддерживают и закрепляют его. Рассмотрим некоторые варианты альтернативного поведения:1. Если поведение ребенка направлено на получение желаемого:- научить ребенка просить любимый предмет или получить разрешение заниматься любимым делом с помощью слов, карточек, жестов или письменно;- научить ребенка ждать получения желаемого предмета, деятельности.2. Если поведение направлено на получение внимания:- научить ребенка обращаться к людям по имени; обращать на себя внимание при помощи фраз типа: «смотри», «можно задать вам вопрос?»;- научить: дотрагиваться (похлопать) другого человека по плечу; поднимать руку на занятии (уроке); ждать, когда человек подойдет.3. В случае избегания:- научить адекватно выражать отказ; просить о перерыве; о помощи.4. В случае аутостимуляции:научить:- качаться в кресле-качалке, напольных качелях в виде лошади вместо дезадаптивных раскачиваний стоя или сидя.- использовать батут или большой мяч (фитбол) вместо подпрыгиваний на цыпочках или на стуле.- использовать калейдоскоп или игрушки с вращающимися светодиодными лампами для зрительной стимуляции вместо размахиваний руками перед лицом;- использовать барабан вместо постукиваний по столу;- использовать ручной эспандер вместо стереотипного напряжения рук перед лицом и т.д.Следующий аспект - Подкрепление адаптивного поведения и уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения. (на слайде - Виды подкреплений)Рассмотрим примеры подкрепления дезадаптивного поведения, т.е. чего не следует делать:когда ребенок устает на занятии (уроке) и начинает кричать, педагог дает ему мобильный телефон, чтобы он успокоился и не кричал; ребенок «закатывает истерику» в столовой, чтобы ему дали компот, и ему дают еще стакан компота. То есть, последствия дезадаптивного поведения, в данных ситуациях и являются его подкреплением.(Слайд 14). Таким образом, чтобы уменьшить дезадаптивное поведение, необходимо устранить все последствия, которые его подкрепляют. Для этого используется техника угашения, которая заключается в игнорировании такого поведения. Какими же будут действия со стороны взрослого:педагог всегда игнорирует дезадаптивное поведение ребенка, которое направлено на получение внимания (например, продолжает заниматься своими делами, смотрит в другую сторону); после завершения эпизода дезадаптивного поведения или до его начала, взрослый демонстрирует ребенку образец правильного поведения (дотронуться до плеча человека, позвать его по имени, сказать «смотри», поднять руку на занятии и т.д.); взрослый подкрепляет попытку ребенка привлечь внимание адекватным способом (сразу предоставляет внимание: поворачивается и смотрит на ребенка, делает то, что хочет ребенок в данный момент). Во время эпизодов дезадаптивного поведения, связанных с отказом ребенка от учебной деятельности, важно также не демонстрировать яркую эмоциональную реакцию. Спокойное лицо, неэмоциональный, «сухой» голос, четкие ясные инструкции: «Стоп. Не бей. Сядь». В некоторых ситуациях можно молча указывать на визуальные правила и инструкции. (Слайд 15). Следующий завершающий аспект - обеспечение безопасности.Во время эпизода агрессивного поведения важно сохранять внешнее спокойствие, но максимально блокировать его агрессивные действия и удерживать безопасное расстояние между ребенком и другими детьми.(Слайд 16). Также, для (преодоления) предотвращения проблемного поведения используются методы социальных историй и видеомоделирования. Социальная история – краткое описание определенной ситуации, события или деятельности, включающее информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему. Т.е. дать образец желательного поведения. Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка, обязательно иллюстрируются и не должны носить характер инструкции.Видеомоделирование – это метод обучения, в котором используется видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка смотрящего и подсказки с помощью видео.(Слайд 16). (текст на слайде: Помните, вам понадобится время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребенка. Время понадобится и самому ребенку).Ведущий 2. Предлагаю Вам поучаствовать в практическом занятии «Роспись по дереву», почувствовать себя детьми, забыть о проблемах, подумать о приятных моментах и погрузиться в мир искусства. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями учащихся. Закрепление налаживания контакта с родителями. Заключительная часть Заканчивая нашу встречу, говорим большое спасибо всем участникам. Хочу напомнить, что ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослым, и именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми – педагогами и родителями должны установиться дружеские, тёплые взаимоотношения, которые пусть сохраняется между нами долгие годы!Раздают родителям буклет «Роль тьютора в образовательном процессе» с рекомендациями для родителей.Спасибо за внимание!