Публикации
Правовое регулирование и организация воспитательной работы в УФСИН России
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правовое регулирование и организация воспитательной работы в УФСИН России
Автор: Мельникова Виолетта Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правовое регулирование и организация воспитательной работы в УФСИН России
Автор: Мельникова Виолетта Владимировна
Правовое регулирование и организация воспитательной работы в УФСИН России.Воспитательная работа проводится с различными категориями осужденных, в том числе и с теми, которые состоят на профилактическом учете. Профилактический учет обеспечивает возможность дифференцированно подходить к вопросам предупреждения нарушений установленного порядка отбывания наказания и достаточно широко применяется на практике. В 2017 г. на профилактическом учете исправительных колоний состояло 80 343 чел., в 2018 г. – 78 960, в 2019 г. – 81 522, в 2020 г. – 79 013, в 2022 г. – 97 203 [3–7].Вопросы профилактического учета осужденных регулируются приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее – Инструкция). С учетом того, что в Инструкции раскрывается понятие профилактического учета, предлагаем следующее определение данной категории: это форма воспитательной работы сотрудников исправительного учреждения с отдельными категориями лиц, склонных к противоправному поведению в период отбывания наказания, в целях профилактики возможных нарушений с их стороны.Профилактический учет дает возможность выделить в массе осужденных тех, которым необходимо повышенное внимание со стороны сотрудников подразделений по воспитательной и социальной работе с осужденными. Постановка осужденного на профилактический учет предназначена для контроля и предупреждения реализации задуманных неправомерных действий, а также для коррекции негативных внутренних процессов, происходящих у него в сознании.На профилактический учет берутся крайне разные категории лиц. Так, в марте 2022 г. в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ивановской области на профилактическом учете состояли следующие категории лиц: склонные к совершению побега – 1; склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств и сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков – 2; склонные к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность – 9; склонные к суициду и членовредительству – 3; склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка – 2; склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов – 2.Выделение в п. 24 Инструкции категорий профилактируемых лиц направлено на обеспечение режима, пресечение различных правонарушений и преступлений, которые могут осложнить оперативную обстановку в исправительном учреждении и создать прямую угрозу безопасности самих осужденных и персонала.При этом можно отметить, что эти категории осужденных могут иметь совершенно разный социально-психологический портрет, например: лица, склонные к суициду и членовредительству, лица, склонные к нападениям, или лидеры группировок отрицательной направленности. Так, типичный портрет осужденного-самоубийцы можно представить следующим образом: осужденный, не имеющий семьи или имеющий проблемные отношения в браке, находящийся на этапе социально-психологической адаптации к условиям исправительного учреждения или плохо адаптированный, имеющий низкий статус в криминальной субкультуре, склонный к употреблению алкоголя или нар- котиков, безвольный, демонстративный, пессимистичный, чувствительный, импульсивный [1, с. 187]. В то же время криминальные лидеры отличаются отчетливо выраженной отрицательной направленностью мнений, убеждений и реальной деятельности в исправительном учреждении и вне его, хорошо развитыми организаторскими способностями, умением сформировать, закрепить и держать под контролем систему взаимоотношений в группе, влиять на поведение в группе в целом и на каждого ее члена в отдельности через прямые, личные и опосредованные контакты. Для них характерны высокая агрессивность, конфликтность [2, с. 93]. Можно сказать, что лица, склонные к суициду, и лидеры группировок отрицательной направленности – это две противоположные стороны в структуре осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.В отношении осужденных, поставленных на профилактический учет, применяются все направления и формы воспитательной работы, но с определенными особенностями. Самой действенной формой в отношении всех выделенных категорий осужденных, поставленных на профилактический учет, является индивидуальная.Индивидуальная работа включает в себя прежде всего профилактические беседы. Такие беседы с осужденными проводят сотрудники подразделений по воспитательной и социальной работе с осужденными ежемесячно на основе психологических рекомендаций и оперативных данных. Например, темами профилактических бесед, проводимых начальником отряда ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ивановской области с осужденными, склонными к суициду, являются: «Формирование позитивного отношения к себе», «О взаимоотношениях в коллективе осужденных», «О взаимоотношениях с родственниками», «Я учусь контролировать свои эмоции», «О самовоспитании», «Я и мои увлечения», «О саморегуляции поведения», «Я и моя личность», «Мое отношение к окружающим», «Отношение к труду», «Мое будущее после освобождения», «Как я вижу выход из стрессовых ситуаций».Групповые формы работы с осужденными, поставленными на профилактический учет, включают в себя проведение групповых бесед, собраний, тематических викторин, диспутов, читательских (зрительских) конференций, организованного просмотра телепередач, деловых игр (тренингов). При этом к данной работе активно привлекаются представители общественности и других государственных органов и учреждений, в том числе правоохранительных.Оказание помощи представителями общественности осуществляется в таких формах социальной и воспитательной работы, как проведение благотворительных концертов, коллективных информационно-разъяснительных мероприятий, индивидуальных консультационных мероприятий по правовым и социальным вопросам, индивидуально-воспитательных бесед.Массовые формы воспитательной работы связаны с организацией общих мероприятий в исправительном учреждении и наименее персонифицированы. В отношении осужденных, поставленных на профилактический учет, данная форма, как правило, не эффективна. Они обычно не стремятся принимать участие в общественных мероприятиях, не играют в спектаклях, не выступают в командных спортивных и интеллектуальных играх. Тем не менее их участие в массовых мероприятиях происходит на общих основаниях и должно поощряться. Это могут быть организация дней открытых дверей, оформление наглядной агитации, газет, организация передач на радио и телевидении, проведение мероприятий по случаю российских, национальных праздников, исторических дат, работа клубов и кружков. Например, в рамках взаимодействия ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ивановской области и попечительского совета осуществляется проведение различных мастер-классов с осужденными, состоящими на профилактическом учете, в рамках работы кружка прикладного творчества.Несмотря на положительный опыт правового регулирования и организации воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете, по данному направлению деятельности имеются отдельные проблемы.В первую очередь обращают на себя внимание основания постановки на профилактический учет, предусмотренные в Инструкции. Например, в одной группе профилактического учета объединены осужденные, склонные к потреблению наркотических средств, сильнодействующих веществ и спиртных напитков, а также осужденные, которые были замечены за их приобретением. Полагаем, что с точки зрения задач воспитательной работы это абсолютно разные категории, поэтому профилактическая работа, проводимая с ними, не может быть единообразной, следовательно, объединять их в одну группу учета нецелесообразно.Заслуживает внимания предложение А.М. Смирнова и С.Н. Андреева о дальнейшем расширении перечня оснований для постановки на профилактический учет, вплоть до оставления перечня, указанного в п. 24 Инструкции, открытым. Это позволит администрации исправительных учреждений ставить содержащихся в них осужденных на профилактический учет и по иным основаниям, исходя из оперативных соображений и в связи с необходимостью обеспечения безопасности [5, с. 27].А.А. Самойлова отмечает, что Инструкция, предусматривая исчерпывающий перечень оснований постановки осужденных на профилактический учет, не раскрывает их подробно, что, по ее мнению, вызывает определенные затруднения сотрудников исправительного учреждения в практической деятельности [9, с. 749]. Соглашаясь с данной точкой зрения, предлагаем предусмотреть более детальное закрепление категорий учета, дополнив п. 24 Инструкции характеристикой критериев принятия решения в отношении каждой из выделенных категорий.Также можно обратить внимание на ряд предложений А.П. Фильченко и С.А. Пономарева по этому вопросу. Так, по их мнению, следует изменить подход к профилактическому учету осужденных за счет исключения из числа его оснований тех, которые прямо не связаны с криминальной активностью осужденного и совершением преступлений [2, с. 28].Кроме того, зачастую воспитательная работа с осужденными, состоящими на профилактическом учете, проводится формально, слабо учитываются индивидуальные особенности и объективные потребности каждого такого осужденного. А.М. Смирнов отмечает общую загруженность начальников отрядов, что не позволяет им уделять достаточное внимание проведению воспитательной работы с осужденными. В условиях большого иного функционала данных должностных лиц объективно отсутствует возможность реализации какого-либо творческого или инновационного подхода в работе с разными категориями лиц. Так, опрос начальников отрядов, проведенный нами в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ивановской области, показал, что 76% сотрудников считают, что выполняют только свои должностные обязанности, 24% сотрудников отметили, что на них дополнительно возлагаются следующие обязанности: дежурство, в том числе в качестве младшего инспектора (10,5%); проведение обысков жилых помещений (6,3%); конвоирование осужденных (3,3%); ночное патрулирование территории исправительного учреждения (2%); другие обязанности (1,9%).В этой связи целесообразно рассмотреть возможность сокращения нагрузки на сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с осужденными, состоящими на профилактическом учете. В научной доктрине для решения этой проблемы предлагаются разные варианты. А.М. Смирнов считает, что повысить эффективность профилактического учета в исправительных учреждениях можно путем сокращения количества осужденных, содержащихся в одном отряде [1, с. 29]. А.Н. Пастушеня полагает, что повысить эффективность профилактического учета в исправительных учреждениях можно путем организационных преобразований в структуре управления отрядом осужденных. Он предлагает ввести еще одну должность – психолог или исправительный педагог [5, с. 9].В ходе опроса начальников отрядов, проведенного в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Ивановской области, было выявлено, что только 32% начальников отрядов имеют профильное высшее образование. В то же время 22% опрошенных имеют педагогическое образование, а 50% – юридическое, 59% сотрудников работают в данной должности первый год. Такие данные могут свидетельствовать о недостаточном опыте и уровне сформированности психолого-педагогической компетенции сотрудников, проводящих воспитательную работу с осужденными. Иногда такие недостаточно опытные начальники отрядов не способны организовать полноценную воспитательную работу с осужденными, поставленными на учет, более того, они сами зачастую провоцируют (сознательно или неосознанно) нарушения осужденных.Необходимо отметить, что большая часть категорий профилактируемых лиц представляет собой специфичный контингент в психологическом плане. В большей степени это относится к лицам, имеющим различные аддикции (алкогольную и наркотическую зависимость, склонность к азартным играм), а также суицидные настроения.Для повышения эффективности психологического сопровождения воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете, требуется организация системного обучения сотрудников всех служб исправительного учреждения (прежде всего отдела по воспитательной работе с осужденными) по программе коррекции аддиктивного и суицидального поведения (основам аддиктологии и конфликтологии). В.А. Анфиногенов предлагает более широко внедрять преподавание таких дисциплин, как криминопенология, пенитенциарная психология, которые формировали бы у практических работников системные знания о субкультуре осужденных, а исходя из этого, отрабатывались и конкретные мероприятия по предупреждению негативного влияния пенитенциарной субкультуры на поведение осужденных в местах лишения свободы [1, с. 124].Таким образом, в качестве проблем организации воспитательной работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете, можно указать на недостатки в правовом обеспечении профилактического учета осужденных, невозможность индивидуализировать профилактическую работу в условиях большого количество профилактируемых лиц и некомплекта персонала, недостаточный уровень психологической и педагогической подготовки сотрудников, осуществляющих психологическое сопровождение воспитательной работы с разными категориями осужденных, состоящих на профилактическом учете.Решение этих проблем должно идти по следующим направлениям:совершенствование правовой регламентации профилактического учета и воспитательной работы. Прежде всего, в целях снижения нагрузки на сотрудников и повышения эффективности индивидуального подхода к осужденным целесообразно изменить подход к профилактическому учету осужденных за счет исключения из числа его оснований тех, которые прямо не связаны с криминальной активностью осужденного и совершением преступлений; повышение профессиональной (психологической и педагогической) компетенции сотрудников уголовно-исполнительной системы, прежде всего начальников отрядов. Для этого следует внедрять в образовательные программы такие дисциплины, как криминопенология, пенитенциарная психология. Необходимо организовать системное обучение сотрудников всех служб исправительного учреждения по программе коррекции аддиктивного и суицидального поведения (основам аддиктологии и конфликтологии). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГусева Е.В. Проблема влияния неформальных групп на процесс исправления осужденных: психологический аспект / Е. В. Гусева // Вестник Самарского юридического института. – 2020. – № 4 (40). – С. 93–99. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь–декабрь 2017 г.: информационно-аналитический сборник. – Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2018. – 384 с. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь–декабрь 2021 г.: информационно-аналитический сборник. – Тверь: НИИИТ ФСИН России, 2022. – 384 с. Пастушеня А.Н. Повышение качества исправительного процесса требует организационных преобразований / А.Н. Пастушеня // Международный пенитенциарный журнал. – 2015. – № 3. – С. 9–12. Самойлова А.А. Профилактический учет осужденных и основания постановки на него / А.А. Самойлова // Аллея науки. – 2023. – Том 3, № 7 (23). – С. 749–753. Сергеева М.А. Связь индивидуально-психологических особенностей осужденных со склонностью к аутоагрессивному поведению / М.А. Сергеева, Л.Ф. Фурси, А.С. Кубекова // Вестник университета. – 2020. – № 10. – С. 187–192.