Публикации ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЧЕЛОВЕК И НАСЕКОМЫЕ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЧЕЛОВЕК И НАСЕКОМЫЕ»
Автор: Молодых Татьяна Александровна

Молодых Т. А.ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС: «ЧЕЛОВЕК И НАСЕКОМЫЕ»Элективный курс знакомит учащихся с многообразием насекомых Воронежской области, способствуя воспитанию любви и бережному отношению к родному краю в любом возрасте. Этот курс предназначен для углубления знаний о насекомых в 7 классе, о взаимодействие человека и насекомых в 8 классе, является профориентированным и предназначен для помощи учащимся в выборе будущей профессии, в старших классах. По программе И. Н. Пономаревой на изучение класса Насекомые в школьном курсе Биология: животные отводится 2 часа [3]; по программе Н. И. Сонина – 2 часа [4]; по программе В. В. Пасечника – 2 часа [2], В. М. Константинова – 2 часа [1]; что, несомненно, мало, т.к. с насекомыми учащиеся сталкиваются постоянно.Программа элективного курса разработана для учащихся 7, 8 и 9 классов, предусматривает 14 учебных часов (2 раза в неделю). Курс «Человек и насекомые» актуален, т.к. в результате его изучения у обучающихся появится интерес к изучению в многообразия насекомых, их поведения и роли в окружающей среде в жизни человека. Целевые установки элективного курса:Предметные результаты:– формирование понятия об особенностях строения насекомых, их жизнедеятельности;– изучение многообразия насекомых и их способов общения между собой;– выявление значения насекомых в жизни человека;– проведение наблюдений за живыми организмами в природе;– знакомство с видовым разнообразием насекомых в Воронежской области. Метапредметные результаты– овладение составляющими исследовательской деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, обобщать и делать выводы по изученному материалу, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;Личностные результаты:– формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;Средства обучения: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, учебник.Задачи элективного курса:1.Расширение знаний учащихся в области биологии;2.Формирование умения работать с научной и научно-популярной литературой;3.Формирование умений правильно оформлять рефераты и доклады;4.Пробуждение интереса к самостоятельному овладению знаниями в ходе исследовательской работы;5.Формирование навыков устной речи в роли докладчика;6.Ознакомление учащихся с насекомыми Воронежской области;Содержание данного элективного курса предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся, предоставляет возможность для обширной самостоятельной работы учащихся.Содержание курсаТема 1. Введение в науку – Энтомология (2 часа)Форма организации - лекция с использованием ИКТ, вид деятельности - конспект лекции включающей презентацию и видеофрагменты.Рассматриваются: предмет и разделы энтомологии, место насекомых в царстве животных, видовое разнообразие и численность насекомых, краткая история энтомологии насекомых. Тема 2. Особенности экологии и этологии насекомых (2 часа)Форма организации – лекция, видеофильм, вид деятельности - ознакомление с видеоматериалами.Рссматриваются: среда обитания насекомых и факторы влияющие на эту среду, явление переохлаждения, холодостойкость насекомых и т.д. А так же, введение в науку о поведении животных.Тема 3. Экскурсия «Насекомые родного края» (2 часа)Форма организации – экскурсия, вид деятельности - фотоотчет на стенде, отчеты групп учащихся на заседании.Задачи: выявить основных представителей насекомых в данном биотопе, рассмотреть способы маскировки насекомых в естественной среде обитания, составить фотоотчет. Тема 4. Особенности поведения насекомых в природе. Защитные приспособления насекомых (2 часа)Форма организации – групповая работа, вид деятельности - доклады с использованием ИКТ, изучение коллекций.Рассматриваются: инстинктивное поведение насекомых, комплексы фиксированных действий, знаковые стимулы, различные виды запечатлений. Механизм поведения животных. Причины конфликтов. Стресс. Обучение у насекомых и т.д.Тема 5. Полезные и вредные насекомые. Различные меры борьбы с вредителями (2 часа)Форма организации – групповая работа, вид деятельности - доклады с использованием ИКТ, изучение коллекций.Знакомство с насекомыми приносящими пользу в различных отраслях промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Использование химических и биологических мер борьбы с вредителями. Дискуссия по причине: достоинства и недостатки этого метода. Тема 6. Опасность энтомозов для человека и их профилактика (2 часа)Форма организации – деловая игра, вид деятельности разработка проектов.Заболевания, вызываемые насекомыми. Их опасность, пути заражения, протекание заболеваний и профилактика.Тема 7. Мероприятия по охране редких и занесенный в Красную книгу насекомых Воронежской области (2 часа)Форма организации – экскурсия, вид деятельности – посещение музеев, имеющих энтомологические коллекции в фондах.Проведение конференции на темы принятых мер по охране насекомых. Посещение музеев, имеющих энтомологические коллекции в фондах. По окончанию элективного курса «Человек и насекомые» предусматривается проведение итогового контроля в виде сдачи зачета и подготовка проекта. Вопросы к зачету и примерные темы проектов предлагаются учителем. Список использованной литературы:
  • Константинов, В. М. Биология 7 класс / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко ; под редакцией В. М. Константинова. – Москва : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2017. – 214 с.
  • Пасечник В. В. Биология 7 класс / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова. – Москва : Просвещение, 2017. – 221 с.
  • Пономарева, И. Н. Биология 7 класс / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко ; под редакцией И. Н. Пономаревой. – Москва : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2018. – 246 с.
  • Сонин, Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. – Москва : ДРОФА, 2017. – 224 с.