Публикации
"Взаимодействие школы и родителей"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие школы и родителей"
Автор: Платонова Оксана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Взаимодействие школы и родителей"
Автор: Платонова Оксана Владимировна
Взаимодействие школы и родителейВоспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. По данным многочисленных социологических опросов 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Некоторые родители считают своей обязанностью одеть и накормить ребенка, а все остальное за них сделает школа. К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», это не такая редкость. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться. Принимая детей в 1 класс, учитель должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плотного сотрудничества со школой. Возможно, что учителю придется в первую очередь воспитывать родителей. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом. Учитель должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки.Задачи, стоящие перед школой, сложны и многообразны. Я хочу выделить те, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными:Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Совершенствование образовательного процесса путем его оптимизации Стимулирование познавательной деятельности за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения; Формирование системы социально-ценностных отношений школьника посредством включения его и родителей в активную деятельность; Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка; Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие ребёнка. В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.В ходе использования технологии совместной деятельности учитель:Становится организатором познавательной деятельности; Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся и родителей, формирует интерес к предметам; Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь; Создает ситуацию успеха; Учит детей самоанализу и самооценке собственной учебной деятельности. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.В планировании воспитательной работы я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях. «Семья и школа – это берег и море, - писал Лев Кассиль. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». Как жаль, что многое начинаешь понимать так поздно, понимать, что процесс этот сложный и здесь нет мелочей.Взаимодействие учителя с классом – также и отношение с родителями. Мы не можем забрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал.Как же заручиться поддержкой родителей? Как сделать нам их своими сторонниками?Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Поэтому на плечи учителя ложится важная задача – организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью.Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей.В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда, напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни.Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.1.Родительское собрание.Проводится 1 раз в четверть обязательно. Все собрания можно разделить на группы:организационные (при формировании 5класса, при переходе на новую ступень обучения -10класс) тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы) текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы) итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени) 2. Индивидуальные беседы и консультации.Для их проведения может быть привлечен психолог, администрация, другие родители. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты. Учителю необходимо в плане воспитательной работы завести отдельную страницу, где будет отражено: когда, с кем и по какому вопросу проведена беседа или консультация.3. Заочные конкурсы.Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов можно приглашать детей из других классов, администрацию. Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей.4. Праздники.Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В каждом классе есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т. д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.Школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни. Существовала некогда пословица,Что дети не живут, а жить готовятся,Но вряд ли в жизни преуспеет тот,Кто, жить готовясь, в детстве не живет.С.МаршакЗАКЛЮЧЕНИЕОбъединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия педагога и родителей.