Публикации
«Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах и словах с детьми старшего дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах и словах с детьми старшего дошкольного возраста»
Автор: Заречнева Елена Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах и словах с детьми старшего дошкольного возраста»
Автор: Заречнева Елена Петровна
«Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах и словах с детьми старшего дошкольного возраста»Цель: Автоматизировать звук [С] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.2.Совершенствование фонематического восприятия и слуха..Коррекционно-развивающие:1.Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движениями, ориентировку в пространстве, речевое дыхание (сильного выдоха);2. Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове).3. Закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа.4. Совершенствование связной речи детей.5. Работать над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.Коррекционно-воспитательная:1. Воспитание умения работать в коллективе, индивидуально и в парах.2.Воспитание уважительного отношения друг к другу.3.Воспитание интереса к играм со звуками и словами.Оборудование: Интерактивный комплекс «Теремок», игровой набор «Королевство чисел», магнитная доска, игрушка снеговика, фигурки снежинок, картинки по теме «ЗИМА», снежок из ваты для игры, пазл разрезной со звуком [С], слоговая дорожка.Ход занятия:1.Организационный момент- К нам сегодня пришёл гость, а чтобы узнать, кто это отгадайте загадку:«Появился во двореОн в холодном декабре.Неуклюжий и смешнойУ катка стоит с метлой.К ветру зимнему привыкНаш приятель …» (Снеговик)- Правильно, ребята!- Сегодня в гости к вам пришёл снеговик.- Скажите, а когда к нам в гости может прийти снеговик? Какое сейчас время года? (Зима, зимой)- Какая зимой погода? (ответы детей)- Что выпадает зимой? (снег)- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)- Что на улице? Почему холодно? (На улице мороз)- Что на реке? (На реке - лёд.)- Какой день зимой? ( Короткий).- Какая ночь зимой? (Длинная).2. Сообщение темы занятия - Скажите, с какого звука начинается слово – снеговик? (С)- Снеговик хочет узнать о звуке [С], Поможем ему? (Да)3. Артикуляционная гимнастика.- А чтобы красиво и правильно произносить звуки сделаем гимнастику для губ и язычка, а наш гость Снеговик будет на нас смотреть и учиться выполнять гимнастику для язычка:1. «Заборчик»2. «Трубочка»3. «Блинчик»4. «Задуй свечку»5. «Часики»6. «Качели» 7. «Вкусное варенье».8. «Конфетка».4. Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку». - Чтобы красиво произносить звук [С] понадобиться сильное дыхание. Давайте потренируемся? (Да)«Белый снег пушистый,В воздухе кружитсяИ на ладошку тихо, падает, ложится».- Положите на ладошку снежинку и сдуйте её одним сильным выдохом с высунутого язычка.- А теперь прячьте язычок за нижние зубки и одним сильным выдохом сдуйте снежинку с ладони.- Молодцы! 5. Пальчиковая гимнастика «Снежок».- Снеговик предлагает потренировать наши пальчики и слепить вместе с ним снежок.«Снежок»Раз, два, три, четыре,(Загибать пальцы, начиная с большего.)Мы с тобой снежок слепили(«Лепить, меняя положение ладоней.)Круглый, крепкий, очень гладкий(Показать круг, сжать ладони вместе.)И совсем-совсем не сладкий.(Грозить пальчиком.)Раз – подбросим. Два – поймаем.(Подбрасывать и ловить «снежок».)Три – уроним(Ронять воображаемый снежок.)И… сломаем.(Хлопнуть в ладоши.)6. Характеристика и артикуляция звука [С].- Ребята, давайте расскажем нашему другу Снеговику, что мы с вами знаем про звук [С]? (Да)- Звук [С] из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Звук [С] – согласный (воздух встречает преграду), он глухой, твёрдый. Твердые звуки мы обозначаем синим цветом. И живет звук [С] в синем королевстве.– Давайте соберём пазл звука [С] и назовём слова. (Сок, солнце, сливы, соты, собака, снеговик, слон).7. ФИЗМИНУТКА «Зайцы».- Ребята, снеговик предлагает превратиться в зайчиков и немного поскакать! Вы хотите? (Да):«Зайцы скачут скок-скок-скок,Да на беленький снежокПриседают, слушают – не идет ли волк!Раз – согнуться, разогнуться,Два – нагнуться, потянуться,Три - в ладошки три хлопка,Головою три кивка».8. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»- Хлопните когда услышите слово со звуком [С]: свинья, книга, снеговик, малина, окно, собака, сова, диван, фрукты, кот, сом, сок, сад, дом, лес, нос, кекс, пояс, хлеб, коса, весы, оса, шапка, бусы, лиса.8. Автоматизация звука [С] в слогах. Игра «Звуковые дорожки»– Наш гость, снеговик просит помочь змейке подружить звуки. Нарисуйте дорожки от звука [С] к гласным звукам и прочитайте слоги:- Са, со, су, сы, сэ. (Дети читают индивидуально, затем хором)9. Игра «Назови ласково».- Ребята, снеговик хочет предложить вам побыть волшебниками. Я вам буду показывать картинки всего большого, а вы называйте их ласково и превращайте в маленькие: Сад-садикЛес-лесокПояс-поясокСын-сыночекСамолет-самолетикСумка-сумочкаНосок-носочекСундук-сундучок12. Игра «Один-много».- Снеговик хочет поиграть с вами в игру «Один - много». Он будет называть один предмет, а вы много таких предметов:Полоса - полосыКолбаса- колбасыОса-осыКасса-кассыСалют-салютыСундук- сундукиСова-совыСад-садыСнежинка-снежинки13. Игра «Где живет звук». (Работа у магнитной доски)- Ребята, посмотрите, эти картинки потерялись и не могут найти свой дом. Давайте им поможем? (Да)- Для этого вам нужно разложить слова по своим домикам: в первом домике живут слова со звуком [С] вначале слова, во втором домике живут слова со звуком [С] в середине слова, в третьем домике живут слова со звуком [С] в конце слова.Слова: самолёт, лиса, нос, сапоги, коса, кокос.14. Развитие мелкой моторики.- Ребята, отгадайте загадку:«Из горячего колодца Через носик пар свистит и вьётся». (Чайник)Пар свистит вот так: «С-с-с». Попробуйте, повторить. (повторяют)– Давайте обведем карандашом пар со звуками [С] из чайника синим цветом.15. Итог занятия.- Ребята, скажите, пожалуйста, с каким звуком вас сегодня познакомил снеговик? ([С]) - Верно!- Звук [С], он какой звук, дайте характеристику? (С – согласный, глухой, твёрдый, твердые звуки мы обозначаем синим цветом).- Молодцы! Вы сегодня все хорошо занималась! - Снеговику очень понравилось, как вы выполняли задания и для вас он приготовил вот такие подарочки – наклейки снежинок.- Снеговик с вами прощается, но обязательно придет к вам в гости на следующее занятие.- До свидания!