Публикации
разработка урока
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: разработка урока
Автор: Киселева Татьяна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: разработка урока
Автор: Киселева Татьяна Александровна
«О подходах к организации оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»Киселева Т.А., учитель математики МБОУ «Гимназия», г.Черногорск В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формировали и развивали у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно. Одним из вариантов такого обучения является деятельностный подход.Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность. Деятельностный подход на уроках осуществляется через:Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; Использование активных и интерактивных методик; Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Учащиеся:- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;- анализируют современные общественные явления и события;- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;- выполняют творческие работы и исследовательские проекты. Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, то в инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. Существующая система оценивания несовершенна и может негативно влиять на школьников. Традиционная школа предлагает всего два однозначно положительных балла, и ученики часто не понимают оценки учителя, говоря: «Вы мне тройку несправедливо поставили», «Почему у него пять, а у меня четыре?». Таким образом, этап контроля порождает львиную долю тех стрессообразующих факторов, которые необходимо снять в соответствии с принципом психологической комфортности. В традиционной практике определение оценок и отметок – монополия учителя. Будучи заложником этой традиции, учитель даже на очень хорошем проблемно-диалогическом уроке на этапе контроля прерывает равноправный диалог и сбивается на монолог наставника. Понятно, что в таком случае ученик не овладеет самооценкой никогда. Это противоречит принципу обучения деятельности, так как умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – неотъемлемый этап любой деятельности. Без них невозможно осознать, достигнут результат или нет и что нужно изменить, чтобы его достичь. Современный педагог должен учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действияНовая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы.Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:1) сформированность основ гражданской идентичности личности;2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Оценка метапредметных результатов может проводиться: - в ходе итоговых проверочных работ по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе. - в текущем, тематическом, промежуточном контроле. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний учебного курса. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Портфель достижений - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Недостатки системы оценки (до принятия ФГОС).Новые развивающие личностно-ориентированные образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. Проблемы при введении новой системы оценки учебных достижений школьников: неготовность учителей к изменению привычной оценочной практики; многие учителя не владеют методиками оценки; психологически не готовы к переменам; есть опасение возникновения значительных перегрузок учителей и учащихся при изучении «новой» системы оценки, что может вызвать ряд негативных последствий (увеличение времени на оценочные процедуры может повлечь уменьшение активного времени) дефицит методического обеспечения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки и взаимооценки.Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:уровень учащегося относительно определенного эталона, уровень учащегося относительно класса в целом, уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период При критериальном оцениванииученик становится настоящим субъектом своего обучения снижается школьная тревожность ученика учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей. Что же такое “критериальное оценивание”?Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.Особенности критериального подхода: Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной; Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса; Появляется возможность рефлексии деятельности ученика; Ученик осмысливает результаты своей деятельности; Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно. Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся. Перед процедурой оценивания учитель вместе с учащимися рассматривает и определяет критерии оценки. «Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. В начале каждой темы учитель предлагает перечень знаний и умений и примерные задания, которые позволяют соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать процесс обучения. В связи с этим вырабатываются четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий с учетом их сложности.» Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получит определенное количество баллов. Перед каждым зачетом оформляется таблица, в которую заносятся критерии баллы. В работе есть обязательная и дополнительная части. Обязательную часть делают все, дополнительное задание выполняется по желанию. Оно оценивается только при выполнении обязательной части. По окончании работы учащиеся проводят самооценку по выработанным критериям, а затем оценивает работу учитель. Сравнивая результаты, определяют, что необходимо усвоить или отработать. Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой взрослого без конфликтов. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает поставленным задачам развития учащихся. Применение в оценивании учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придает им уверенность в себе, в своих знаниях и умениях, помогает справиться с учебным заданием Критерии оценивания образовательных достижений учащихся. Мотивация учащихся через использование критериального подхода. Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся. Критерии оценивания устного ответа: Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике; Использование научной терминологии в контексте ответа; Объяснение причинно-следственных и функциональных связей; Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей. Критерии оценивания реферата: Содержание раскрывает тему ; Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов; Оформление реферата соответствует требованиям; Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала; Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.) Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.Приведем пример дескриптора для самостоятельной работы по алгебре по теме: "Решение квадратных уравнений методом выделения квадрата двучлена".Дескриптор для самостоятельной работы по алгебреТема: "Решение квадратного уравнения способом выделения квадрата двучлена. Формулы корней квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений"0 - 6 баллов - оценка "2" 7 - 8 баллов - оценка "3" 9 - 10 баллов - оценка "4" 11 - 12 балла - оценка "5" Всего баллов________ Оценка_____________ Из опыта работы в 5-х классах, которые входят в экспериментальную группу по внедрению ФГОС. Ранее эти учащиеся не участвовали в эксперименте. Опыта оценивания своих достижений не имеют. Это вызывает некоторые трудности. В начале работы встал вопрос: «Как на уроке развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки». Сначала на этапе рефлексии задавала детям вопросы, отвечая на которые они оценивали свою деятельность. Например:- Для кого вопросы показались лёгкими?- Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?- Кто доволен сегодня своей работой?- У кого есть свои исправления? Что вы для этого сделали?Затем ввели самооценку на каждом этапе урока, фиксируя ее на полях тетради или после выполнения задания. Проработав примерно три недели, ребята предложили завести тетради по самооценке деятельности на уроке. Тетрадь разделена на графы: дата, вид работы, самооценка. До настоящего времени работаем с этими тетрадями. Учащиеся оценивают свою деятельность на каждом этапе урока, за весь урок, используя символы, ставят себе отметки, рисуют смайлики, оценивают себя одним словом, некоторые предложениями. Есть попытки озвучивать свои трудности, четко излагая проблему. Продолжили работать с тетрадями самооценки, после каждого урока ребята стали прописывать свои трудности, возникшие на уроке или при выполнении домашней работы.В начале следующего урока дети говорят о своих трудностях или своих успехах. Проводим анализ, почему возникли те или иные проблемы, разбираем материал еще раз. Дети стали увереннее говорить о своих проблемах, стали анализировать свою деятельность, делать выводы, учатся задавать вопросы, высказывать свои впечатления от успехов. Наряду с самооценкой ребята учатся оценивать работу друг друга в парах (например, при проведении математического диктанта проверяют работы друг у друга, выставляя оценки), в группах (работу всей группы, свой вклад в работу группы). По окончанию четверти было дано задание по оцениванию своей работы, но за всю четверть. На первом уроке второй четверти заслушали желающих детей, которые рассказали о своих успехах и неудачах, озвучивших свои цели на следующую четверть. Большинство учащихся уже сейчас могут словесно оценить свою работу, выявить свои пробелы в знаниях, вызвавших затруднения при решении того или иного задания. Но выявлять свои пробелы в знаниях могут не все учащиеся. Поэтому следующий этап своей деятельности – научить учащихся своевременно выявлять затруднения при выполнении заданий, а, следовательно, и пробелов знаний по определенным темам. В результате учащиеся должны научиться оценивать свою деятельность, выявлять проблемы и пути их решения, уметь оценивать деятельность других, свою деятельность как члена какой-либо группы.Приёмы рефлексии.Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой?4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? Пример «Листа самооценки предметных достижений»:1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: …. 2. Я с заданием справился / не справился. 3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): … 4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)… 5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):