Публикации
"Игра на уроках русского языка как способ формирования функциональной грамотности"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игра на уроках русского языка как способ формирования функциональной грамотности"
Автор: Кубаева Юлия Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игра на уроках русского языка как способ формирования функциональной грамотности"
Автор: Кубаева Юлия Ивановна
Кубаева Ю.И.Игра на уроках русского языка как способ формирования функциональной грамотностиФункциональная грамотность – использование приобретённых знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но и метапредметных. Взаимосвязь деятельности учителя и ученика при формировании функциональной грамотности происходит на разных этапах урока: целепологания, планирования, принятия решения, выполнения, оценки результатов. Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Для достижения этой задачи используется игра и её приёмы на уроках русского языка.Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А. С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке.Педагогические игры разнообразны с учетом: - дидактических целей (образовательные, воспитательные, развивающие)- организационной структуры (на этапе целеполагание, активизации знаний, закреплении, итог урока)- возрастным возможностям их использования (игра должна соответствовать возрасту учащихся, в младшем школьном возрасте игры должны быть направлены на снятие тревожности, на развитие коммуникативных навыков, на создание эмоционально благоприятной обстановки)- специфике содержания (обусловлена характером взаимодействия педагога и учащихся. Эти отношения могут строиться в системе «педагог — ученик» и «старший младший»).Игра на уроках русского языка выступает как способ формирования функциональной грамотности младшего школьника. Игровые задания по формированию функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут занимать какую-то его часть и выступать как средство обучения1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра, тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Систему работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности можно представить как:Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение) Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста Развитие устной и письменной речи: развитие орфоэпических навыков; работа по обогащению словарного запаса; развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи. Для реализации задач по формированию функциональной грамотности предлагаю вашему внимаю игры и игровые приемы на уроках русского языка.При изучении темы «Правописание имен собственных» можно использовать командную игру «Наборщики». Цель: активизировать знания детей по изученной теме.На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша. Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. РЕЗУЛЬТАТ: Вспомнили, что имена собственные пишутся с заглавной буквы, так же, что слова делятся на слоги. Способствует формированию функциональной грамотности в направлении креативного мышления и читательской грамотности. Игра «А ты знаешь?»Цель: повторить правила написания имен собственных.На доске записаны слова: Страна: Город: … Река: … Имя: … Фамилия: … Каждый член команды выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание. РЕЗУЛЬТАТ: Вспомнили, что имена собственные пишутся с заглавной буквы, обобщили знания на знание стран, городов, рек. Способствует формированию естественнонаучной грамотности. При изучении частей речи можно предложить игру «Найди ошибку».Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примерный материал: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.РЕЗУЛЬТАТ: Повторение частей речи, обобщение полученных знаний. Способствует формированию читательской грамотности.Так же можно использовать игры на внимание.Игра «Звери спрятались». Цель: развитие внимания, умение искать необходимую информацию в тексте.Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья и объявление: «Мухомор жареный!». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять. Найдите их!РЕЗЕЛЬТАТ: Развитие творческих способностей учащихся, способствует формированию функциональной грамотности в направлении креативного мышления.Игры по картинкам для повторения отдельных тем и развития устной речи «Кто больше»Цель: активизировать словарный запас, развитие устной речи.По карточкам с иллюстрациями повторяются предлоги. Можно составить предложения. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся. РЕЗЕЛЬТАТ: Обогащенный словарный запас, развитие устной речи. Способствует формированию читательской грамотности. «Грамматические головоломки»Цель: повторить изученные правила по теме «Глагол»Запишите 7 глаголов по следующим указаниям:Слышать – 1-е л., ед.ч., б.в. услышуЗависеть – 1-е л., мн.ч., н.в. зависимДунуть – повел. форма, 2-е л., ед.ч. дуйУкрыть – 1-е л., мн.ч., б.в укроемВертеть – 3-е л., мн.ч., п.в вертелиГладить – 2-е л., мн.ч., н.в. гладитеТерпеть - 3-е л., ед.ч., н.в терпитРЕЗЕЛЬТАТ: Обобщение и закрепление знаний по изученной теме.Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную, тем самым формирует функциональную грамотность школьников.