Публикации
Системно-деятельностный подход в организации классных часов в основе которого лежит духовно-нравственное развитие младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в организации классных часов в основе которого лежит духовно-нравственное развитие младших школьников
Автор: Игнатьева Анастасия Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в организации классных часов в основе которого лежит духовно-нравственное развитие младших школьников
Автор: Игнатьева Анастасия Николаевна
Системно-деятельностный подход в организации классных часов в основе которого лежит духовно-нравственное развитие младших школьниковОдной из проблем в начальной школе является проблема поиска классным руководителем такого системно-деятельностного подхода в организации классных часов, который соответствовал бы современным требованиям и подходам, федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС), потребностям следующей ступени образования.Младшие школьники в процессе обучения получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностям.Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Проблему системно-деятельностного подхода по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников исследовали следующие педагоги такие, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов.Одной из основных функций учителя должно быть в настоящее время создание условий для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время. Достичь этого в начальной школе можно путем включения учащихся в деятельность, которая выходит за рамки программного материала. Такая деятельность должна заинтересовать ученика, увлечь.Духовно-нравственное развитие является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. А для современного учителя важно не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосозидания ученика.Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Развитие человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.Грамотное применение системно-деяельностного подхода при организации классных часов духовно-нравственной направленности в воспитательном процессе начальной школе будет способствовать учащимся развивать умения. Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитие личности, раскрытие его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Классные часы основа которых является духовно-нравственное развитие направлены на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяют значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.Необходимое активизировать деятельностный компонент воспитания, т.к. системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на процесс нравственного обогащения, духовно – нравственного развития учащихся. Системно-деятельностный подход в реализации классных часов духовно-нравственного развития обеспечивает рост творческого потенциала ученика, тренирует коммуникативные способности, создаёт основу для самостоятельной успешной адаптации в социуме.