Публикации
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народной культурой
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народной культурой
Автор: Коноплева Лариса Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народной культурой
Автор: Коноплева Лариса Николаевна
Л.Н. Коноплева «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народной культурой»ФГОС дошкольного образования среди общей системы задач, выделяет задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Необходимость приобщения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Работая с детьми по годовой задаче «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством их приобщения к историческим и культурным ценностям русского народа» я заметила, что у моих детей имеется недостаточно знаний по данной проблеме, но есть желание и интерес узнать больше. Со своей стороны, мне хотелось восполнить пробел в знаниях детей и родителей, приобщить их к истокам русской культуры, русского быта. Передо мной встал выбор: какие технологии лучше использовать для воспитания у детей духовно-нравственных ценностей. Исходя из современных тенденций Российского образования, мой выбор остановился на технологии Николая Евгеньевича Веракса «Пространство детской реализации». Сущностью данной технологии является создание пространства детской реализации, где я поддерживала инициативу детей к познанию русских народных традиций, истории России, культурного наследия наших предков, фольклора, народных игр, жизни и быта русского народа.Как сказал великий ученый М. Ломоносов «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Все это привело меня к идее взять в работу проект по теме: «Как жили люди на Руси».Ведущей идеей данного проекта является развитие у детей интереса к народной культуре, приобщение к традициям средствами народного творчества.Для реализации данного проекта я поставила перед собой цель и задачи, которые вам представлены на слайде:Цель проекта: Создание пространства детской реализации для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста посредством их приобщения к историческим и культурным ценностям и традициям русского народа.Задачи проекта: Образовательная область «Познавательное развитие»:знакомить детей с предметами русского быта, с традицией русского гостеприимства;знакомить детей с элементами русского народного костюма;знакомить детей с русской народной игрушкой;знакомить детей с народными праздниками;Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: развивать самостоятельность и инициативность, планирование и регуляцию ребенком собственных действий в образовательном пространстве детской реализации; воспитывать культуру общения, навыки этикета; Образовательная область «Речевое развитие»: учить детей рассказывать русские народные сказки; развивать умение использовать в речи знакомые малые формы фольклора;Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: учить играть в театрализованные игры; воспитывать интерес у дошкольников к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись; приобщать детей к русскому народному творчеству посредством нетрадиционных техник;воспитывать интерес и желание участвовать в совместных праздниках.Образовательная область «Физическое развитие»: учить играть в народные подвижные.Для успешной реализации проекта я составила план работы с детьми и родителями, разделив его на 4 модуля. Каждый модуль имел свое тематическое название, по нему проводились мероприятия, связанные единой целью. 1. «Быт русского народа». Работа модуля направлена на знакомство с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.2. «Русский народный костюм». Работа модуля направлена на ознакомление детей с национальной русской одеждой и её символикой.3. «Русская народная игрушка». Работа модуля направлена ознакомление с символикой игрушки, её росписью, народным фольклором.4. «Традиции и праздники на Руси». Работа модуля направлена ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками, приобщение к нравственным основам культурного наследия своего народа.В исследовательский поиск вовлекалась вся группа детей и их родители. Задача была – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников и обобщить её.В группе была создана предметно-развивающая среда, которая позволяла детям моей группы реализовать свои замыслы в ходе проекта. Эта среда постоянно менялась и пополнялась участниками образовательных отношений в течение всего проекта.Мы задались вопросом, что необходимо было людям в русской избе для жизни?Так появились там предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Однако, не все предметы русского быта и традиций мы можем увидеть воочию и потрогать руками. Поэтому мы собрали материал для рассматривания:Альбомы – «Национальные костюмы», «Русская изба», «Изделия из бересты»», «Народные традиции – часть культуры нашего народа», «Предметы старины», «Быт на Руси».Дети узнали интересные факты из истории: В избах жили не просто семьями, а целыми родами, состоящими из нескольких поколений: прадедов, дедов, молодых и детишек. Говорили: «Вместе легче дом держать». В обустроенной горнице знакомила детей с назначением крынки, коромысла, прялки, самовара, ухвата.С большим интересом дети посмотрели видео-урок «Путешествие на машине времени», из которого узнали, как раньше строили избы, что такое сруб, тес, конек, ставни, наличники, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья и что именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и её продолжения. Наши социальные партнёры, Александровский историко-краеведческий музей, пригласил нас на познавательный час «Прогулка по прошлому», где дети расширили представления о русской избе и закрепили полученные знания.Используя иллюстрированный материал «Ремесла на Руси» дети узнали названия старинных профессий, какие из них сохранились до наших дней и как теперь называются. Также ребята приобрели знания о разнообразных предметах труда, для чего они использовались.Использование современных компьютерных технологий (демонстрация презентации) дало возможность ребятам не только увидеть, как выглядели мастера, но и понять, как работает гончарный круг и как на нем делают посуду, как лошадь вспахивает землю с помощью плуга и что искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли её облик, а железное литьё применялось для изготовления ювелирных украшений. Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов. В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры я использовала одну из форм метода проектов – лэпбуки. В этих тематических папках создан материал по темам: «Русская изба», «Богатыри Земли русской», в которых собраны былины, игровые припевы, дразнилки, перевёртыши, которые мы разучивали с детьми.Для заучивания пословиц, поговорок, скороговорок я использовала мнемотаблицы-обьяснялки, которые мы изготовили совместно с детьми.«Блин не сноп – на вилы не наколешь» (Блины – это не просто еда, а блюдо обрядовое, и культура поедания блинов насчитывает многие тысячелетия. Великий грех разрезать блин ножом или накалывать на вилку, это значит – ранить солнце, обречь весь народ на голод и болезни).«У медведя девять песен, и все про мед» (Кто что знает, тот о том и поет);«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». (Не делай неприятностей кому-либо, т.к. в будущем ты можешь лишить себя в помощи)Большой интерес у детей вызвала виртуальная экскурсия «Музей под открытым небом», который находится в с. Сергиевское. Ребята познакомились с разными экспозициями, которые помогли понять и увидеть быт наших предков. Девочек заинтересовали утюги, ткацкий станок, глиняная посуда, а мальчиков – старинные инструменты, подковы, серпы. Ребята узнали о том, что музей является лауреатом краевого конкурса «Что мы сделали для Ставрополья». Итогом работы по знакомству с русским бытом, стало развлечение «Посиделки в горнице». Много интересного дети рассказали о старинных обычаях. Ребята как бы попали в прошлое своих предков, закрепили знания о предметах русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.), кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, чугунок, крынка, сито, самовар), рассказывали заклички, докучные сказки, считалки, загадки, исполнили частушки.Работая с детьми по второму модулю, дети узнали о традициях, обычаях и истории своего народа.Одной из важных задач было познакомить с народным традиционным видом женского рукоделия – вышивкой. Дети узнали, что одежда состояла из декоративных элементов, на ней вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей «обережную» силу. В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья.Знакомя детей с народным костюмом, обязательно приводила интересные факты, которые порой и для меня становились открытием, так, например, первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, для девочки рубаха матери. Закрепляя элементы народной вышивки, рассматривали иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Крошечка Хаврошечка», «Сарафан в гостях у рубахи», предлагала самостоятельно составить костюм и украсить одежду жителей Древней Руси нетрадиционной техникой – пластилинография. Итогом данного модуля стала интерактивная игра «Старинная одежда и предметы старинного быта».В ходе реализации этого модуля, нами был собран мини-музей «Народная игрушка», инициатива создания которого шла полностью от детей. Мини-музей является интерактивным, так как он содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, с экспонатами можно играть и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.Для пополнения коллекции нашего музея я провела мастер-класс «Игрушки из избушки», где дети превратились в умельцев из древнего русского села и изготовили куклы из ниток. Узнали, что раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Старинные игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево, узнали о том, что первая кукла была сделана из золы, и только позже их стали делать из льна или соломы. Совместно с сотрудниками районного музея, дети совершили путешествие в прошлое, познакомились с историей возникновения матрёшки и пополнили коллекцию нашего музея своими рисунками.В рамках работы с модулем, мы с детьми оформили народный календарь. Изучая его, дети узнали о календарно-обрядовых праздниках по всем временам года.Народные праздники, проводимые в нашем детском саду, вызывают положительный эмоциональный подъём, формируют культуру его организации, традиции, гостевой этикет, приобщают к нравственным основам культурного наследия своего народа.Игра, хороводы составляют часть каждого праздника по русской национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали: «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Дедушка Рожок»,«Гори- гори ясно», «Дударь», «Жмурки», «Каравай», «Баба яга» и т.д.С большим энтузиазмом мы с ребятами проводим народные праздники: колядки, Масленица и др.Тесное взаимодействие с музыкальной школой помогло детям узнать о народных инструментах – балалайка, гармонь, домра, флейта. Ребята с интересом слушали историю их возникновения, игру на них.Семейные обычаи и традиции – это обряды, привычки и представления, которые передаются из поколения в поколение и регулируют семейные отношения. Поэтому реализация нашего проекта не была бы столь плодотворной без помощи родителей моих воспитанников.В сотрудничестве с семьями по приобщению детей к истокам русской народной культуры я использовала различные формы взаимодействия: клубный час «Преданья старины далекой», где родители вспомнили обычаи русского народа, поделились традициями своей семьи, расписали народные игрушки;выпуск фото-коллажа «Блюда русской кухни», где были представлены любимые блюда семей;мастер-класс «Куклы старины». Родители узнали, что куклы были обрядовые и игровые, что колокольчик – куколка добрых вестей, Кувадка – кукла оберег, Кубышка-травница несёт в дом здоровье, Подорожница – верный ангел-хранитель в дорогу, Десятиручка – помощница в делах, а русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов Руси. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.Углубленная работа имеет положительные результаты: воспитанники обогатили свой внутренний мир знаниями, связанными с традициями и обычаями родного народа.Дети:проявляют интерес к историческому прошлому русского народа;имеют представления о своеобразии народной культуры;отмечается активный интерес к культуре собственного народа, интересуются традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение и были им пережиты;проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре и в деятельности полученные знания о культурных традициях семьи;проявляют желание использовать знания о народной культуре на практике;используют в активной речи потешки, считалки, загадки, поговорки. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в других произведениях изобразительного искусства;осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках, знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи;используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.Таким образом, у детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа и его культурным традициям. Цель и задачи проекта достигнуты в полной мере. В ходе проекта я совместно с детьми и родителями создала пространство, в котором дети смогли реализовать различные виды деятельности: коммуникативную, познавательную, игровую, творческую. Результаты детской деятельности были представлены окружению и получили позитивный отклик родителей и социальных партнёров. Это помогло детям осознать значимость сохранения и укрепления культуры и традиций русского народа.Считаю, что реализация данного проекта возможна в любом ДОУ района, т.к. представленный материал имеет чёткую структуру, основан на активном интересе детей и может с лёгкостью быть применён любым педагогом в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Практическая значимость заключается в разработке мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Материалы, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы в качестве методического пособия педагогами дошкольных образовательных учреждений.