Публикации Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.
Автор: Шапилева Надежда Сергеевна

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.Общество не может жить, не пользуясь языком - важнейшим средством человеческого общения. В последнее время констатируется высокий уровень мотивации к изучению английского языка и его применение в средствах массовой информации. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы. Создание на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей - один из ключевых векторов развития образования сегодня. Поэтому данная проблема является одной из актуальных проблем школьного образования. Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Исходя из данного определения, мы имеем разнообразные возможности посредством своего предмета развивать способность ученика вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней — готовим к успешной жизни, к эффективному взаимодействию с внешним миром. Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности. Можно выделить несколько особенностей для формирования функциональной грамотности: · задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний; · в каждом из заданий описывается жизненная ситуация; · контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; · ситуация требует осознанного выбора модели поведения; · вопросы изложены простым и ясным языком; · используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы. Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности: · математическая грамотность; · финансовая грамотность; · естественнонаучная грамотность; · глобальные компетенции; · креативное мышление; · читательская грамотность. Рассмотрим ресурс УМК «Английский в фокусе» в этом аспекте, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка. Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12, и продолжают работать с числительными на разных этапах обучения. Например, задание из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. В качестве примера может быть задание из учебника для 6 класса, где учащимся необходимо составить диалог в магазине, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности. При формировании естественнонаучной грамотности, можно выделить следующие тематические области, к которым относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация: • здоровье; • природные ресурсы; • окружающая среда; • опасности и риски; • связь науки и технологий.При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном или глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира). Во многом недостаток умений применить полученные на уроках знания в ситуациях решения практических задач проистекает из неумения обучающихся переносить знания в другую предметную область. Задачи интегрирования знаний на уровне межпредметных связей в УМК решаются в том числе регулярным уроком Across the Curriculum. Например, в 5 классе, осваивая английский язык не только как средство общения, но и как средство познания мира, обучающиеся приобретают опыт интеграции английского языка с такими предметами, как Science, Literature, PSHE, Maths. В ядро модуля данный урок не входит. Но вовсе исключать этот ресурс нельзя – в случае если общий уровень класса/группы не позволяет спланировать время на этот урок, его следует использовать для дифференцированной работы. Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Одну из глобальных проблем – проблему экологии обсуждают на уроках английского языка в 7 классе. Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Умение размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать мыслить креативно и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи, проекты. Читательская грамотность – это одно из базовых направлений функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. Среди важнейших метапредметных результатов обучения иностранным языкам в основной школе ФГОС выделяет смысловое чтение – как познавательное умение, обеспечивающее успешность использования прочитанного в разных жизненных ситуациях.Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Но часто учащиеся сталкиваются с затруднениями при работе с текстом. Зачастую учащимся сложно выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, возникают трудности при прочтении диаграммы и интерпретировании информации, данной в таблицах, не могут перенести знания и умения из одной области в другую. Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий: - Подобрать антонимы или синонимы к словам. -Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру. - Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте. - Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них. Прочитать текст и выделить основные темы повествования. - Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы. - Пересказать текст от лица различных персонажей. - Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там. - Дать совет герою (героине). Безусловно, работа по обучению прогнозированию содержания текста в начале работы над ним играет и мотивирующую роль: неизменное последующее задание Listen, read and check подразумевает проверку высказанных прогнозов, приобретает личностно значимый характер для каждого ученика. В учебнике нередки задания и на прогнозирование темы и содержания урока в целом. В данном случае задание T/F/NS выполняет проверочную функцию, а нередко (если задание предлагается ДО прочтения текста) и мотивирующую. Очень важен выход работы с текстом на устную речь – не в формате пересказа, а в тематических ситуациях, смоделированных с учетом возрастных интересов, близких подросткам. И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность. Подводя итог, применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.