Публикации «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Автор: Петренко Ирина Дометьевна

«Современные здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»Возраст дошкольника является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. И ежегодно одной из задач нашего ДОУ является совершенствование системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей, приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.Для этого в педагогической деятельности используются различные здоровьесберегающие технологии, включающие в себя воспитательно-оздоровительные, коррекционные и профилактические мероприятия, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагогов, родителей.Их целью является обеспечение сохранения здоровья дошкольникам, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, а также научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и разделены на несколько групп:1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Коррекционные технологии Поподробнее остановимся на самых современных здоровьесберегающих технологиях из этих 3 групп.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.1. Наряду с традиционными комплексами гимнастики для глаз сейчас применяют зрительную гимнастику – «Офтальмотренаж» — это система упражнений для глаз. Является эффективным средством профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем.В детском саду глаза детей напряженно работают и им, конечно нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием карточек, где дано руководство для движений глазных яблок в определенных направлениях, а также смене взгляда на предметы вдали и вблизи. 2. В современном обществе и, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является  несформированность мелкой моторики рук.Для решения данной проблемы в ДОУ, помимо привычных пальчиковых гимнастик из картотек используют различное оборудование. Не так давно вошли в нашу жизнь разнообразные бизиборды, которые в основном применяются в младших дошкольных группах детского сада.Бизиборд – это развивающая доска для развития мелкой моторики пальцев рук, координации движений кистей детей младшего дошкольного возраста. Это пособие с замочками, шнуровками, крючками, пуговицами, щеколдамии т.п. 3. Также для пальчиковой гимнастики сейчас часто используется су-джок, состоящий из шарика и колечка - для воздействия на точки на кистях и стопе. В детском саду мы применяем их именно для пальчиковой гимнастики рук, что также благоприятно влияет на речевое развитие, и поэтому пальчиковая гимнастика с применением су-джока также относится к коррекционным технологиям здоровьесбережения. С помощью шаров-«ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психоречевому развитию.Технологии обучения здоровому образу жизни. 1. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, учатся самостоятельно действовать, с другой – получают моральное удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Развитие здоровьесбережения дошкольника в игре позволяет взрослому обучать здоровому образу жизни детей через создание проблемно-игровых ситуаций, используемых на занятиях и другой организованной деятельности.Для этого в современном дошкольном образовании активно используются определенные формы занятий, мероприятий.Это могут быть:
  • Квест-игры. «Квест» обозначает поиск или приключение, потому квест-игры предполагают наличие определенных задач, которые нужно достичь, но для этого необходимо преодолеть преграды и трудности. В такой организованной деятельности высокая двигательная активность). Проводить такие занятия можно в детском саду в помещении, на улице, с инвентарем и без него.
  • Квест-игра для дошкольников позволяет сочетать в одном занятии игровую деятельность, обучение, соревновательный момент, самостоятельный поиск решения и командную стратегию для достижения поставленной цели.
  • Игры-путешествия являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Это зависит от поставленных педагогом задач для данного образовательного процесса. В том числе это может быть и обучение детей здоровому образу жизни
  • Современные коррекционные технологиии, применяемые в ДОУ.Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Посредством несложных упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами. Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
  • предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере являются безопасными способами разрядки напряжения;
  • позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
  • способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
  • усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
  • 1. Изотерапия - коррекция посредством изобразительной деятельности.Цели и задачи работы по изотерапии:1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.2.  Сказкотерапия – это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. 3. Песочная терапияНетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!Забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле – самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании очень важны, ведь они направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья дошкольников в детском саду.