Публикации Развитие читательской компетенции на уроках литературного чтения. Проектная деятельность.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие читательской компетенции на уроках литературного чтения. Проектная деятельность.
Автор: Третьякова Наталья Викторовна

Развитие читательской компетенции на уроках литературного чтения. Проектная деятельность. В современных условиях именно предмет «Литературное чтение» вызывает у учителей начальных классов много вопросов, связанных с потерей у детей интереса к книге и чтению. Поэтому для формирования читательской компетентности необходимо использовать новые формы и методы работы. К ним относится проектная деятельность. Практика показывает, что такой вид работы нужно внедрять и развивать на уроках литературного чтения. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.Этапы проекта:1. ЦелеполаганиеПомочь ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени2. Разработка проектаСоставление плана деятельности по достижению цели: (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).3. Выполнение проектаПрактическая часть.4. Подведение итоговОпределение задач для новых проектов.5. Презентация проектаВ учебнике «Литературное чтение» 1 класса предлагается выполнить творческие проекты по темам: «Загадки, считалки, скороговорки и сказки». По данной теме дети выполняют следующие творческие проекты:- книжки-малышки или книжки-раскладушки: «Загадки о животных», «Загадки о растениях», «Загадки о природных явлениях», «Считалки», «Скороговорки», «Дразнилки». В учебнике «Литературное чтение» 2 класса предлагается выполнить творческие проекты по темам: «О чем может рассказать школьная библиотека», «Любимый детский журнал», газета «День Победы – 9 Мая».Таким образом, проектная деятельность в рамках школы учит детей:-распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;-ставить цель и разбивать её на тактические шаги;-оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;-добывать информацию из различных источников;-планировать свою работу;-оценивать результат работы;-выявлять и анализировать допущенные ошибки. Организация проектной деятельности даёт возможность формировать читающего ученика, который владеет необходимым уровнем читательских компетенций.Актуальность данного проекта объясняется направленностью его на решение проблемы формирования у обучающихся начальной школы знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.Актуальность педагогического проекта определяется возможностью его интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и читательскими компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.Актуальность педагогического проекта  состоит в том, что он является составной частью «Программы развития школы», реализуемый в образовательном учреждении.Данный опыт по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).2.Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. 3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", обучающиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской детской библиотеки.4. Навыки и умения собственно читательской деятельности,  обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). Читательская компетентность определяется
  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированностью духовной потребности в книге, как средстве познания мира и самопознания.
  • От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это умение учиться развиваться. В наши дни метод проектов стал неотъемлемой частью учебного процесса в начальной школе.Список литературы
  • Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
  • Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. - Народное образование. - М., 2000, № 9, с.177-180.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  • Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.