Публикации Сущность и значение понятия «положительная учебная мотивация»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сущность и значение понятия «положительная учебная мотивация»
Автор: Шматко Елена Геннадьевна

Шматко Е.Г.учитель начальных классовСущность и значение понятия «положительная учебная мотивация»Положительная мотивация – это внутреннее стремление и желание достижения определенной цели, которое возникает под воздействием положительных стимулов. В контексте учебных задач положительная мотивация означает, что учащийся чувствует интерес и удовлетворение от процесса обучения, стремится к постижению новых знаний и развитию умений.Такое стремление зачастую исходит из внутренней потребности достичь успеха и самореализации, а также поддержки со стороны учителей, близких и друзей. Положительная мотивация является важным фактором для достижения успеха в учебе, а также в любой другой сфере жизни.Положительная учебная мотивация играет важную роль в формировании личности младшего школьника, она оказывает эффективное воздействие в целом на учебный процесс, а также способствует развитию способностей учащегося и потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в раннем школьном возрасте закладываются основы будущего развития личности. Для каждого учителя очень важно, чтобы дети усердно учились и получали новые знания с интересом и энтузиазмом. Но обычно дети не особо заинтересованы в получении новых знаний. Если ученик не заинтересован в обучении, его невозможно успешно и эффективно научить. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача формирования и развития положительной учебной мотивации.Проблема положительной учебной мотивации привлекла большое внимание отечественной и зарубежной педагогической психологии. Мотивация учения является основным фактором, влияющим на эффект обучения. Проблема с мотивацией заключается в том, что учащимися движет не одна мотивация, а взаимодействующая мотивационная система. В учебной деятельности мотивации перестраиваются, некоторые мотивы появляются, а некоторые могут исчезать.Проблема с мотивацией учащегося может иметь множество причин:
  • Низкий уровень самооценки – ученик может не видеть в себе достоинств или наоборот, считать, что любые его усилия бессмысленны.
  • Трудности с учебным материалом – ученик может испытывать затруднения с пониманием материала, что может стать причиной отсутствия мотивации к учению.
  • Ситуационные обстоятельства – проблемы в личной жизни, конфликты в классе и домашние проблемы могут негативно влиять на мотивацию ученика.
  • Отсутствие четких целей – ученик может быть не «оriented» в своих профессиональных и личных целях, что может привести к отсутствию мотивации.
  • Ленивость и отсутствие дисциплины – ученик может не иметь внутренней мотивации к выполнению заданий и не иметь эффективных методов для контроля собственного времени и учебных заданий.
  • Для решения проблемы с мотивацией ученика рекомендуется проводить индивидуальную работу с каждым учеником, учитывая его личностные особенности. Важно формировать у ученика четкие цели, давать конкретную обратную связь, признавать и поощрять его усилия и достижения. Также можно использовать инновационные методики, например, учебные игры, проекты и презентации, которые могут повысить мотивацию ученика к учению.Важность понятия «мотив» для нас играет очень большую роль. В психологическом словаре под мотивом (от лат. Moveo – двигаю) понимается материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.