Публикации Проблемное обучение как средство формирования положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемное обучение как средство формирования положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира
Автор: Шматко Елена Геннадьевна

Проблемное обучение как средство формирования положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мираПедагогическая ценность обучения методом решения противоречий была доказана очень давно. Ученые и педагоги советуют и рекомендуют использовать данный метод обучения в образовательном процессе. Общее развитие учащихся может происходить только в процессе обучения и на занятиях, и только тогда, когда педагог умеет правильно организовать проблемно-ориентированное обучение и добиться развития у учащихся активной учебной мотивации.Проблемное обучение это методика обучения, которая основана на решении реальных проблем и задач, что наиболее подходит для формирования положительной учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира.Методика проблемного обучения позволяет учащимся самостоятельно находить решения проблем, задач и вопросов, возникающих в процессе взаимодействия с окружающим миром. Это помогает им развивать креативное мышление, логические способности, навыки анализа и обобщения информации, а также учиться работать в команде, общаться и развиваться социально.Для успешного применения методики проблемного обучения на уроках окружающего мира необходимо выбрать интересную и релевантную проблему, которую будут решать учащиеся. Это может быть разработка проекта по сохранению природы в округе, организация экологических мероприятий в школе и т. д.Для положительного влияния на учебную мотивацию младших школьников важно, чтобы уроки были интересными и всесторонне проработанными. Необходимо организовать мотивирующую среду, где учащиеся могут проявить свои навыки, получить поддержку и похвалу за проделанную работу.Таким образом, методика проблемного обучения на уроках окружающего мира может помочь формировать у младших школьников позитивную учебную мотивацию, заинтересованность в изучении окружающего мира и в желании участвовать в его сохранении.Большое влияние на формирование положительной учебной мотивации у детей школьного возраста оказывает проблемно – ориентированное обучение [3].Организуя проблемное обучение, преподаватели не только реализуют усвоение достижений научных знаний, но и формируют ход мыслей о том, как учащиеся могут приобрести эти знания. Это правильный способ структурировать деятельность и сформировать у учащихся положительное отношение к познавательному процессу.Большое влияние проблемного обучения на формирование у детей положительной учебной мотивации связано также с выявлением и совершенствованием творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.Проблемное обучение – это всегда поиск учащимся новых способов получения знаний, а организация этого поиска выражается в формировании у учащегося интереса к процессу познания, то есть его стремления к познанию нового.Проблемное обучение это метод обучения, в котором в центре внимания находятся проблемы, с которыми сталкиваются ученики. Он основан на том, что, решая проблемы, ученики не только узнают новые факты и познания, но и развивают навыки анализа, оценки и принятия решений.К принципам организации проблемного обучения в рамках урочных занятий можно отнести следующие:1. Ученики работают в группах, что позволяет им обмениваться идеями и лучше понимать, что происходит с каждым.2. Ученики определяют цели и формулируют вопросы, которые помогают им найти нужную информацию и решить проблему. 3. Учитель не является единственным источником знаний, а скорее руководителем, который помогает ученикам находить ответы на их вопросы.4. Ученики проводят реальные исследования, которые точно также соответствуют первоначальной проблематике.Проблемное обучение помогает стимулировать мышление, анализ и принятие решений со всеми вытекающими позитивными эффектами. Он также развивает ученическую самостоятельность и самодисциплину, что поможет им лучше управлять учебными заданиями в будущем.Научно-образовательная деятельность связана с открытием результатов научных исследований, изобретением методов работы, методов использования своих теоретических знаний на практике. Все эти процессы могут иметь место, если учащиеся мотивированы к обучению и готовы понимать новые вещи.Младший школьник, систематически решающий проблемные задачи, ситуации и задания на уроках, учится видеть процесс обучения как интересную, полезную и важную для него деятельность. Он делает собственные выводы, сам приобретает знания, а затем проверяет их на практике, что очень важно для формирования и развития формирующейся личности.