Публикации Технология «Клубный час» в пространстве детской реализации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология «Клубный час» в пространстве детской реализации
Автор: Данилова Екатерина Олеговна

Технология «Клубный час» в пространстве детской реализации.Современный человек живет в качественно новом пространстве открытых границ и огромного потока информации, что определяет глубинные изменения его восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, пространства деятельности, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов жизнедеятельности.Особенности и характер всех этих процессов наиболее выраженно проявляются в детстве, когда формируются социально-психологические особенности человека, его умственные способности, осуществляется процесс социализации и индивидуализации, осваиваются нормы общества. Изменения, происходящие в мире, качественно меняют ребенка-дошкольника, а значит, неизбежно влекут за собой модернизационные процессы в области дошкольного образования. Педагогам, работающим в условиях модернизации, необходимы творческое осмысление нового содержания дошкольного образования, поиск эффективных методов, форм, средств обучения и воспитания. Овладение высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление и активизацию творческого потенциала педагога. Проблема подготовки педагога дошкольного образования к профессионально-педагогической деятельности как творческому процессу приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.На пресс-конференции, посвященной Всероссийскому форуму работников дошкольного образования «Ориентиры детства», ректор Международной педагогической академии дошкольного образования Н. Е. Веракса обозначил современный тренд дошкольного образования — создание пространства для детской самореализации, в котором ребенок порождает новые продукты, проявляет инициативность, воплощает собственные идеи, а взрослый поддерживает его в этом. «У ребенка, который понимает, что может себя реализовать, повышается социальная мотивация, он начинает двигаться к саморазвитию, он способен на фантастические достижения в дошкольном возрасте». Образовательное пространство современной дошкольной организации ориентировано прежде всего на реализацию образовательной деятельности в группах определенной направленности в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. В этой связи образовательное пространство дошкольной организации представляет собой систему отношений («воспитанники — педагоги родители / законные представители воспитанников»), процессов (образование, присмотр и уход) и жизнедеятельности (условия и ресурсы), которую необходимо рассматривать с позиции целенаправленного педагогического управления процессом реализации способностей и субъектных проявлений детей. Ведущим принципом такого управления является перевод ребенка из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта деятельности, личностной реализации.Научные исследования доказывают, что дети 6—7 лет не только осознают сложности в образовательной деятельности, но и предлагают взрослым продуктивные варианты их решения, проявляют элементы субъектной позиции. Так, проявления ребенка как субъекта деятельности связаны с его самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации, с процессами эмоционально положительной направленности в общении и стремлением к сотрудничеству в детском сообществе. В дошкольном образовании смещается акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, с жесткого регламентирования в общении с детьми на позицию партнеров, включенных в общую совместную деятельность, где созданные взрослым условия жизнедеятельности становятся своеобразным предметным миром, в котором дети действуют свободно и самостоятельно. В условиях группы компенсирующей нап равленности я апробировал технологию эффективной социализации Н. П. Гришаевой, включающую следующие технологии: «Клубный час», «Проблемная ситуация», «Рефлексивный круг», «Дети — волонтеры», «Волшебный телефон», «Социальная акция», «Ситуация месяца», «Коллективный проект», «Развивающее обучение», «Работа с родителями».Использование технологии эффективной социализации позволяет успешно решать задачи, связанные с формированием у детей:— умений планировать свои действия и оценивать их результаты;— умений ориентироваться в пространстве и времени;— умения проявлять инициативу;— практических умений и навыковвзаимодействия в обществе;— дружеских отношений, уваженияк окружающим и чувства благодарности;— самостоятельности и ответственности. Некоторые технологии, предложенные Н. П. Гришаевой, например «Клубный час», были реализованы с учетом собственной интерпретации. Технология «Клубный час» заключается в том, что дети в течение одного часа могут самостоятельно перемещаться по всему зданию образовательной организации, самостоятельно выбирать и участвовать в определенной образовательной деятельности. При этом необходимо соблюдать определенные правила поведения (которые дети обозначают самостоятельно), а по сигналу (звонку колокольчика) возвращаются в группу. В «Клубном часе» могут принимать участие дети старшего дошкольного возраста, педагоги, другие сотрудники образовательной организации, родители (законные представители), социальные партнеры (по согласованию). Участники самостоятельно определяются с тематикой и направлениями образовательной деятельности в рамках «Клубного часа». Во время «Клубного часа» каждый ребенок-участник по желанию может посетить два вида деятельности, которые он предварительно выбрал по своему интересу.Периодичность проведения «Клубного часа» — 1 раз в месяц, с октября по апрель учебного года, во второй половине дня. Длительность «Клубного часа» составляет 1 час (с 15.30 до 16.30). Для оповещения участников «Клубного часа» о его начале, перемещении с одной деятельности на другую и завершении используется звуковой сигнал (колокольчик)Подготовительная часть «Клубного часа» включает информирование родителей (законных представителей) воспитанников о предстоящем мероприятии; изготовление родителями совместно с детьми «органайзеров клубного часа».«Органайзер клубного часа» —это изготовленная ребенком индивидуальная мини-папка, где с одной стороны расположены два кармашка для размещения эмблем с выбранными видами деятельности, а с другой стороны — кармашек, в котором находятся 3 фишки (за нарушение правил «Клубного часа» ребенок может их лишиться). Определяются педагоги-участники, которые проводят образовательную деятельность с детьми. Педагоги-участники готовят необходимые атрибуты: эмблемы со схематическим изображением деятельности (оформление игрового центра «Деловые дети»), материалы и оборудование для деятельности с детьми. Игровой центр «Деловые дети» — игровое магнитное поле с эмблемами деятельности, на котором дети-участники обозначают выбор деятельности по желанию. Необходимо создание и обеспечение безопасных условий в период самостоятельного перемещения детей по образовательной организации. На подготовительном этапе с детьми проводятся инструкции-беседы, представленные наглядными значками. Для обеспечения безопасности детей во время «Клубного часа» закрываются все входные двери учреждения. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, осуществляя при этом контроль за безопасным перемещением воспитанников. Дети следуют по ориентирам —то стрелки-указатели направления с эмблемой определенной деятельности. На дверях помещений, где организуется деятельность, также размещается эмблема. По сигналу (звонок в колокольчик) дети самостоятельно выходят из группы и направляются согласно выбранной деятельности.Основная часть «Клубного часа» включает различные виды образовательной деятельности (познавательно-исследовательскую, двигательную, игровую, изобразительную, музыкальную и др.) под руководством педагогов ДОО. «Клубный час» может проходить как деятельностный или как тематический.При организации деятельностного «Клубного часа» педагоги участники определяют направление совместной деятельности с детьми: подвижные игры («Калейдоскоп подвижных игр»), музыкальные игры («Музыкальный зонтик»), рисование на воде («Осенние пейзажи»), робототехника («Умные роботы»), детская лаборатория («Почемучки») и др.Тематический «Клубный час» организуется в рамках общего тематического дня в детском саду, когда совместная деятельность педагогов с детьми определяется установленной тематикой: «День счастья», «День здоровья», «День бантика», «День Айболита», «Новогодний день» и др. В рамках проведения «Клубного часа» может быть использована педагогическая технология «Волшебный телефон» (телефон доверия для детей). Ребенок общается по телефону со взрослым, исполняющим роль значимого для него сказочного героя или мультипликационного персонажа.В ходе общения он имеет возможность открыть сказочному персонажу то, что не доверил бы никому из взрослых. По возвращении в группу дети обмениваются эмоциями, представляют результаты деятельности в «Рефлексивном круге», высказывают свои пожелания, выдвигают предложения.Таким образом, превращение пространства образовательной организации в пространство детской реализации позволяет успешно решать обучающие, развивающие, воспитательные задачи, направленные на то, чтобы каждый ребенок смог достичь высоких личностных результатов и был готов к дальнейшему обучению и развитию. Обновление условий, закономерностей и принципов взаимодействия субъектов образовательного пространства способствует пересмотру содержания и организации дошкольного образования, интерпретации их как системы возможностей, предоставляемых детям для их реализации.