Публикации
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Автор: Толмачева Гелена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Автор: Толмачева Гелена Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»(из опыта работы Толмачевой Г.Н.) п. Горьковский 2023 г.Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Задачи:- продемонстрировать коллегам приемы работы по формированию читательской грамотности ;- прокомментировать эффективность применения данных приемов.Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас за круглым столом.Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA говорится о том, что «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. Я хочу поделиться своим опытом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. 1.Прием «Реконструкция предложения». Нужно составить новое предложение, взяв из предложенных по определенному слову. Данный приём учит внимательному прочтению заданий.(5-8 классы)Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями. Из предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе. Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер. Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения. Добавить союз и продолжить предложение однородным членом. Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поля.2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.Текст разделяется на части (предложения, абзацы).Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. 3. Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. При выполнении 26 задания ЕГЭ по русскому языку и 7 задания ЕГЭ по литературе мы тоже используем этот приём.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Причастие-это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…На_________небе мгла носилась; Причастия изменяются… Луна, как________пятно, Причастия согласуются…Сквозь________ _______желтела,И ты __________сидела-А нынче погляди в окно:__________небесами_________коврами,Блестя на солнце, снег лежит4.Приём «Диктант значений». Способ словарного диктанта, во время которого учащимся диктуется не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их. Проводится для проверки усвоения правописания слов.Тема « Правописание слов с удвоенными согласными »«Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь» (Корреспондент)«Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» (Мировоззрение)« Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу»( Хоккей)« Место, где продают билеты»( Касса)«Дорога с рядами деревьев по сторонам»( Аллея)5. Эффективность зрительного диктанта высока, если применять их регулярно.6.На уроках русского языка необходимо выполнять различные логически-поисковые задачи.Например: назвать лишнее слово из рядаА)Красивый, любимый, солнце, яркий, желтый.Б)Мороз, погода, хорошо, облакоОтветы:Хорошо – это наречие Мороз – 2 слога Облако – начинается с гласной «о» Сделаем вывод о том, что приученные видеть много аспектов решения одной и той же задачи, ученики выделят не один ответ.7. Сопоставление поэтического текста и произведений живописи (например, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» и рассмотреть «Портрет А. П. Струйской» Ф. Рокотова.), также литературного текста и произведений живописи (например при изучении романа «Тихий Дон» рассматривали картины Шишкина, Левитана и сравнивали с изображением пейзажа в тексте романа.) Учащиеся пришли к выводу, когда изучаются пейзажи в живописи, то говорят о природе художника, а в литературе пейзаж - фон действий или соответствует настроению героев.Данный приём в работе способствует воспитанию литературной компетенции учащихся, активизирует развитие внимания, наблюдательности, творческих способностей.8.При работе над частью С особую сложность представляет для учащихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.Последовательность действий проста:Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение («сердце» идеи, темы); Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы; По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым словом. У каждого слова в свою очередь тоже появляются «спутники». В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.Рассмотрим данный прием на примере текста М.А. Шолохова «ТихийДон» Создание кластера: «Род Мелеховых».9. В работе по формированию читательской грамотности учащихся полезен прием «синквейн».( сжатое изложение в 9 классе)Для чего используют?Обогащает словарный запас Подготавливает к краткому пересказу Учит формировать ключевую фразу Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления значит осмысленно пользоваться понятиями и определять своё личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что всё это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают понятия, применяют знания, умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать, читать тексты целенаправленно, осмысленно.10. Приём «Опорный конспект» или «Мои шпаргалки» (этот приём особенно актуален для уч-ся 9-11 классов при подготовке к ГИА)Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией:извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.- в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга. Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война мир», образы казаков в романе «Тихий Дон» (Отношение к гражданской войне) В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. 11.Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.12.Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.В рамках работы по формированию читательской грамотно информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.Подготовка ЕГЭ и ОГЭ (работа с текстами)Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.Изложенные в моём выступлении методы и приемы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.Благодарю Вас за внимание и хотела бы закончить своё выступление такими словами: