Публикации «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Автор: Толмачева Гелена Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»(из опыта работы Толмачевой Г.Н.) п. Горьковский 2023 г.Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Задачи:- продемонстрировать коллегам приемы работы по формированию читательской грамотности ;- прокомментировать эффективность применения данных приемов.Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас за круглым столом.Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA говорится о том, что «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. Я хочу поделиться своим опытом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. 1.Прием «Реконструкция предложения». Нужно составить новое предложение, взяв из предложенных по определенному слову. Данный приём учит внимательному прочтению заданий.(5-8 классы)
  • Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
  • Из предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе.
  • Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
  • Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.
  • Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения.
  • Добавить союз и продолжить предложение однородным членом.
  • Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поля.2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.Текст разделяется на части (предложения, абзацы).Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. 3. Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. При выполнении 26 задания ЕГЭ по русскому языку и 7 задания ЕГЭ по литературе мы тоже используем этот приём.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Причастие-это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…На_________небе мгла носилась; Причастия изменяются… Луна, как________пятно, Причастия согласуются…Сквозь________ _______желтела,И ты __________сидела-А нынче погляди в окно:__________небесами_________коврами,Блестя на солнце, снег лежит4.Приём «Диктант значений». Способ словарного диктанта, во время которого учащимся диктуется не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их. Проводится для проверки усвоения правописания слов.Тема « Правописание слов с удвоенными согласными »«Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь» (Корреспондент)«Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» (Мировоззрение)« Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу»( Хоккей)« Место, где продают билеты»( Касса)«Дорога с рядами деревьев по сторонам»( Аллея)5. Эффективность зрительного диктанта высока, если применять их регулярно.6.На уроках русского языка необходимо выполнять различные логически-поисковые задачи.Например: назвать лишнее слово из рядаАрасивый, любимый, солнце, яркий, желтый.Бороз, погода, хорошо, облакоОтветы:
  • Хорошо – это наречие
  • Мороз – 2 слога
  • Облако – начинается с гласной «о»
  • Сделаем вывод о том,  что приученные видеть много аспектов решения одной и той же задачи, ученики выделят не один ответ.7. Сопоставление поэтического текста и произведений живописи (например, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» и рассмотреть «Портрет А. П. Струйской» Ф. Рокотова.), также литературного текста и произведений живописи (например при изучении романа «Тихий Дон» рассматривали картины Шишкина, Левитана и сравнивали с изображением пейзажа в тексте романа.) Учащиеся пришли к выводу, когда изучаются пейзажи в живописи, то говорят о природе художника, а в литературе пейзаж - фон действий или соответствует настроению героев.Данный приём в работе способствует воспитанию литературной компетенции учащихся, активизирует развитие внимания, наблюдательности, творческих способностей.8.При работе над частью С особую сложность представляет для учащихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.Последовательность действий проста:
  • Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение («сердце» идеи, темы);
  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы;
  • По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым словом. У каждого слова в свою очередь тоже появляются «спутники».
  •      В итоге получается структура, которая графически отображает наши  размышления, определяет информационное поле данной теме.Рассмотрим данный прием на примере текста М.А. Шолохова «ТихийДон» Создание кластера: «Род Мелеховых».9. В работе по формированию читательской грамотности учащихся полезен прием «синквейн».( сжатое изложение в 9 классе)Для чего используют?
  • Обогащает словарный запас
  • Подготавливает к краткому пересказу
  • Учит формировать ключевую фразу
  • Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления значит осмысленно пользоваться понятиями и определять своё личное отношение к рассматриваемой проблеме.  Ценность заключается в том, что всё это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают понятия, применяют знания, умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать, читать тексты целенаправленно, осмысленно.10. Приём «Опорный конспект» или «Мои шпаргалки» (этот приём особенно актуален для уч-ся 9-11 классов при подготовке к ГИА)Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информациейзвлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.- в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга. Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война мир», образы казаков в романе «Тихий Дон» (Отношение к гражданской войне)  В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. 11.Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.12.Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.В рамках работы по формированию читательской грамотно информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.Подготовка ЕГЭ и ОГЭ (работа с текстами)Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.Изложенные в моём выступлении методы и приемы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.Благодарю Вас за внимание и хотела бы закончить своё выступление такими словами: