Публикации «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка с ОВЗ» (выступление на методическом объединении воспитателей)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка с ОВЗ» (выступление на методическом объединении воспитателей)
Автор: Тихомирова Елена Сергеевна

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3»Тема методического выступления: «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка с ОВЗ»ПодготовилавоспитательОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»Тихомирова Е.С.Иваново 2023План выступления.
  • Введение.
  • Особенности профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  • Основные аспекты профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  • Современные технологии личностного и профессионального самоопределения.
  • 4.1. Творческая мастерская.4.2. Квест.
  • Специалисты, реализующие систему профориентационной работы.
  • Методы и приемы профориентационной работы для родителей воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью.
  • Рекомендации родителям «Как помочь ребенку в профессиональном самоопределении?»
  • Тема методического выступления: «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка с ОВЗ».Введение.Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Профессиональное самоопределение – процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики.Для выбора профессии учащемуся необходимо ясное представление о самом себе, своих способностях, умениях, интересах, притязаниях, ограничениях и их причинах, возможностях и перспективах в различных профессиональных сферах, самостоятельном определении выбора профессии.Выбор профессии достаточно сложный, а иногда и долгий процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Однако для человека с ограниченными возможностями здоровья, инвалида, этот выбор приобретает особенно важное значение, поскольку нужно учитывать большой ряд специфических факторов, которые будут влиять не только на саму профессиональную деятельность, но и на обучение по выбранной специальности.Важную роль играют родители при выборе профессии ребенком. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из взрослых есть свое представление о работе, которое они, порой сами того не замечая, передают ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.Цель профориентационной работы в семье заключается в оказании родителями помощи детям в анализе их склонностей и возможностей, а также совместном определении их профессионального жизненного пути. Задачи родителей в рамках профориентационной работы:
  • помощь в построении образовательной, профессиональной и
  • личностной траектории ребенка на следующие 5–10 лети более;
  • помощь в определении слабых и сильных качеств;
  • формирование любопытства к профессии или виду деятельности;
  • определение выраженных интересов;
  • совместное изучение профессионально важных качеств профессий и профессиональной терминологии;
  • помощь в получении расширенной информации по теме вовлечения
  • (от расширенных знаний к пробам и практике).Особенности профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки обучающихся с умственной отсталостью следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т. д.). Главная задача профориентационной работы с такими детьми – формирование адекватного представления о своих возможностях в будущей трудовой деятельности.Рекомендуется обратить внимание обучающихся на выбор таких профессий, которые не связаны с интеллектом, а где требуются физическая сила (швея, грузчики, дворники, уборщицы, работа на заводах, фабриках, по уходу за животными, в сельском хозяйстве).Основные аспекты профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.К основным аспектам профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ традиционно относят следующие: медицинский, психофизиологический, психологический, социально-экономический, педагогический и технический.Медицинский аспект профессиональной ориентации включает изучение и клиническую оценку состояния здоровья инвалида. Медицинский аспект профессиональной ориентации предусматривает определение медицинских показаний и противопоказаний к продолжению работы или обучению инвалида в тех или иных доступных ему по состоянию здоровья профессиям.Психофизиологический аспект. Углубленная оценка пригодности инвалида к выполнению работы в тех или иных профессиях осуществляется в процессе психофизиологической диагностики и включает решение следующих задач:
  • оценку состояния профессионально значимых функций и психофизиологических качеств личности инвалидов;
  • оценку требований профессиональной деятельности в конкретной профессии к психологическим качествам личности человека при помощи
  • методов эргономического анализа труда в этой профессии;
  • определение соответствия состояния психофизиологических качеств личности инвалида требованиям профессиональной деятельности (соответствие является необходимой предпосылкой для эффективного и производительного труда инвалида в конкретной профессии).
  • Психологический аспект профессиональной ориентации включает изучение и оценку таких профессионально важных качеств, как профессиональные интересы, склонности, трудовая мотивация, оценку когнитивных процессов, эмоционально-волевых, интеллектуально мнестических функций, определение индивидуальных свойств личности, а также проведение психологической коррекции профпланов.Социально-экономический аспект профессиональной ориентации при подборе инвалидам видов профессиональной деятельности и форм профессиональной подготовки предполагает учет разнообразных факторов, определяющихособенностисоциальногостатуса инвалида, а также предусматривает учет местных особенностей развития производства, состояния рабочих мест и потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной деятельности,анализ соответствующей профессиографической информации.Педагогический аспект профессиональной ориентации предполагает:
  • организацию процесса профессионального воспитания, формирование трудового стереотипа, готовности к труду;
  • осуществление педагогической диагностики и педагогической курации процесса профессиональной ориентации инвалида в процессе школьного обучения;
  • оценку образовательного потенциала;
  • организацию и проведение трудового обучения и предпрофильной подготовки;
  • применение педагогических средств и приемов для оказания помощи профориентируемым инвалидам в осознании себя активными участниками общественно востребованной трудовой деятельности.
  • С процедурой профессиональной ориентации инвалидов тесно связан технический аспект подбора профессии. Технический аспект предполагает определение эргономических особенностей трудовой деятельности инвалида в избранной профессии, в том числе оценку необходимости специального оборудования рабочего места, обеспечения необходимыми техническими средствами, приспособлениями и др. Данные меры призваны скомпенсировать имеющиеся у инвалида ограничения в труде.Современные технологии личностного и профессионального самоопределения.В настоящее время процесс профессиональной ориентации реализуется по средствам большого многообразия интерактивных технологий, каждая из которых направлена на решение той или иной поставленной задачи. Родители могут посещать совместно с детьми многие из предложенных ниже форм профориентационной работы.1. Творческая мастерская.В мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни. Отношения участников носят взаиморазвивающий характер как между мастером и обучаемыми, так и между участниками мастерской. Происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения алгоритмических «шагов» и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того, чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать будущую презентацию.Основными признаками творческой мастерской специалисты считают следующие:максимальную включенность и активную позицию участников; диалогическое и полилогическое (дискуссионное) взаимодействие; некоторую неопределенность и возможность для импровизации в заданиях;низкую степень регламентации действий участников;свободу выбора содержания, способов, техник, форм и средств деятельности;столкновение интересов, конфликт или наличие интриги, парадоксальности предлагаемых заданий;психологическую поддержку участников и атмосферу открытости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия.2. КвестВ переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.В реальной жизни квестом называют салонную или уличную игру, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату. Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Их устраивают в домашних условиях, на городских улицах, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями.Квесты могут длиться несколько часов и задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами.Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Если говорить о малышах, то подобные задания заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, аэто, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.Все, кому известно, что такое квест, нередко интересуются, какая же цель такого активного времяпрепровождения. Почему люди разного возраста играют в эти игры, чем интересно прохождение квестов? Такие игры помогают человеку:
  • стать внимательнее;
  • развить логику;
  • улучшить координацию движений;
  • стать интеллектуальнее и сообразительнее;
  • получить новые знания.
  • Одной из форм квеста может стать мастер-класс.Мастер-класс ‒ оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности.Классический мастер-класс включает:
  • Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Роль мастера – консультант, помогающий организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён уровнем, которого уже достиг. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
  • Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
  • Один из примеров использования мастер-класса в процессе квеста – это распределение мастеров различных сфер деятельности по станциям. На станции после прохождения мастер-класса ребята должны выполнить задание мастера, и тогда станция будет считаться пройденной.Использование технологии мастер-класса в процессе квеста позволит детям в режиме реального времени узнать тонкости различных профессий и побывать в роли настоящего профессионала.Также при разработке квеста может быть использован метод проигрывания ролей (инсценировки).Цель проигрывания ролей (roleplaying): в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить поступки и поведение участников игры – исполнителей. Одной из разновидностей метода инсценировки является ролевая игра.Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами.Ролевая игра – способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.Специфика использования ролевой игры:
  • наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, магазин, музей или отдельное подразделение какой-либо организации с достаточно подробным описанием специфики, имеющихся ресурсов (материально технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);
  • наличие ролей;
  • различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
  • взаимодействие ролей;
  • наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • многоальтернативность вариантов;
  • наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
  • наличие управляемого эмоционального напряжения.
  • В процессе такого взаимодействия дети получают возможность раскрыть свой внутренний потенциал, развить коммуникативные навыки и попробовать себя в различных профессиях и сферах деятельности.Специалисты, реализующие систему профориентационной работы.Выбор профессии – один из самых главных и сложных выборов в жизни любого человека. Для того чтобы родителям и детям было проще выстроить профессионально-образовательный маршрут, на базе образовательных учреждений обычно реализуется комплексная система профориентации. Родители и учащиеся могут обратиться за помощью к специалистам, реализующим данное направление.Специалисты:Заместитель директора по воспитательной работе реализует выработку стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности. Также планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения.Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников, организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции.Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д. Также педагоги обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные компетенции.Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения), изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии.Социальный педагог осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам и оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника, способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена.Школьный психолог изучает профессиональный интерес и склонности учащихся, осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей. Психолог также проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся и организует беседы по психологическому просвещению для родителей и педагогов на тему выбора профессии, а также осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся.Медицинский работник способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства, проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека.Методы и приемы профориентационной работы для родителей воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью.Беседа «Современные требования к профессионалу»Применение современных технологий, необходимость постоянного обучения и развития это повестка завтрашнего, вернее, уже сегодняшнего дня.1. Сегодня необходимо быть не просто хорошим специалистом, важно быть лучшим. Для этого требуется большой спектр знаний и навыков. 2. Для успешной профессиональной деятельности сегодня важно уметь позиционировать себя, свои ресурсы и возможности в социуме, т.е. умение рассказать о своих сильных сторонах, умение коммуницировать с разными людьми, работать в команде и др.
  • Какова бы ни была сфера, в которой работает человек, важно постоянно обучаться новому, необходимому для развития себя и организации. «Обучение длиною в жизнь» - один из ориентиров, провозглашённых трудовой жизнью нашего времени.
  • Карьера человека во многом определяется умением искать и находить наилучшее для решения задач на рабочем месте. Работодатель ценит того специалиста, который работает на результат, в том числе в проектном формате.
  • Сегодня ситуация на рынке труда такова, что важно быть готовым и к овладению несколькими профессиями, к решению нестандартных ситуаций, к постоянному анализу своей деятельности и прогнозированию своего развития.Рекомендации родителям «Как помочь ребенку в профессиональном самоопределении?»Задача родителей дать возможность узнать, попробовать, а также обсудить, подсказать, поддержать, указать на опасности и риски, помочь найти пути достижения желаемых результатов.
  • Расскажите своему ребенку, как вы сами выбирали профессию, с какими трудностями при этом сталкивались и как их преодолевали. 21
  • Понаблюдайте за ребенком, какие предметы ему нравятся в школе, и чем ему интересно заниматься в свободное время.
  • Помогите ребенку с временным трудоустройством. Первые трудовые навыки будут способствовать развитию адекватной самооценке. Временным трудоустройством школьников с 14 лет занимаются районные центры занятости населения.
  • Посоветуйте ребенку подходящие, на ваш взгляд, профессии или сферы деятельности, но не настаивайте на выборе только из этих вариантов.
  • Помогите ребенку познакомиться с представителями рабочих профессий, которые ему интересны.
  • Соберите необходимую информацию о профессиональные учебные заведения и обсудите вместе со старшеклассником заинтересовавшие его варианты обучения.
  • Помогите ребенку учесть при выборе будущей профессии особенности состояния его здоровья, возможные противопоказания, если такие имеются.
  • Вместе с ребенком посетите мероприятия профориентационной направленности: Дни открытых дверей в учебных заведениях; экскурсии на предприятия и др.
  • Дайте старшекласснику возможность и время на самостоятельное обдумывание вопросов, связанных с выбором профессии и принятием решения.
  • Привлекайте ребенка к посильным делам, создавайте ситуации успеха. Успешность в делах и похвала со стороны родителей повышают самооценку, способствуют формированию самостоятельности, ответственности, целеустремленности.
  • Оказывайте помощь ребенку в выявлении и развитии его способностей, проявляйте искреннюю радость в связи с его успехами, предоставьте ему возможности развивать свои таланты и заниматься тем, что ему интересно.
  • Говорите с ребенком о его будущем, мечтайте вместе. Обязательно обсуждайте, как можно достичь успеха в жизни, профессии, сфере увлечений.