Публикации Деятельность воспитателя кадетского училища по формированию УУД при проведении самоподготовки

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деятельность воспитателя кадетского училища по формированию УУД при проведении самоподготовки
Автор: Самойленко Наталия Александровна

Деятельность воспитателя кадетского училища по формированию коммуникативных УУД при проведении самоподготовки Самойленко Наталия Александровна Воспитатель (с функционалом классного руководителя) ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» Министерства обороны Российской Федерации гтавропольЗадаваемые Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) –это совокупность способов действий учащегося, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения. Они имеют надпредметный характер, обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового опыта.Согласно классификации А.Г.Асмолова, у учащихся должны быть сформированы 4 вида УУД:Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях.Регулятивные обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность, учет позиции других людей, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ровесниками и взрослыми. Познавательные, которые, в свою очередь, подразделяют на 3 категории: общеучебные, логические и действия по постановке и решению проблем.В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности детей, сформированные в процессе образования, - гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок. Важнейшая задача современной системы образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опытаВ широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В интересной и разнообразной жизни в нашем кадетском училище , отдельную и весомую часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Она включает в себя научно-практические конференции, развернутую система дополнительного образования, творческие конкурсы, экскурсии, круглые столы, диспуты, научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Девизом деятельности могут быть слова: “Каждый может быть лучшим в чём-то своём”“Развивающемуся обществу, - подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.Задача образования в целом, и кадетского, в частности –это подготовка кадет к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, который бы умел анализировать, сравнивать, ориентироваться в потоке информации, темпы поступления которой чрезвычайно растут. Высокие требования в любой профессиональной сфере приводят к необходимости уметь использовать информацию на собственном опыте, в конкретной ситуации и практически, производительно работать, постоянно возобновлять свои знания, а то и переучиваться. Все это возможно лишь при наличии сформированных умений и навыков самостоятельной работы. В условиях жесткой регламентации в выполнении распорядка дня очень важно создать условия для выявления творческих сил кадета, формировать у него самостоятельное мышление, подталкивать к самостоятельному творчеству, Без использования инновационных подходов здесь не обойтись.Рассмотрим, как формируются коммуникативные УДД во внеурочной деятельности и в часы самоподготовки в ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», где инновационные методы организации самостоятельной работы кадет на уроках и при самоподготовке – одна из основных задач, причем не только одна из организационных форм учебного процесса, но наш взгляд самая важная.При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого кадета класса и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке преподавателем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу преподавателяОтсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:-закрепить навыки самообразовательной работы;-воспитать у кадет организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;-сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания;-научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой и умению работать в библиотеке. Основные структурные элементы: организационный момент, подготовка к самостоятельной работе, самостоятельная работа кадет, самооценка, взаимопроверка, оценка работы, подведение итогов работы.Организационно-дисциплинарные требования к организации самоподготовки: соблюдение начала и конца самоподготовки, подчинение указанием воспитателя, наличие необходимых принадлежностей для занятий, обеспечение порядка на рабочем месте, соблюдение правил запрета и разрешения. Гигиенические требования: проветривание кабинета, освещенность помещения, влажная уборка, чистота и порядок в классе, сохранение у кадет правильной позы во время работы, устранение шумовых раздражителей.Дидактические требования: самостоятельное выполнение заданий, поэтапная проверка заданий, индивидуальная работа со слабоуспевающими, объем и характер домашних заданий, предупреждение возможных трудностей.Воспитательные требования:дифференцированный подход к проверке, использование методов одобрения, недопустимость крика, долгих назидательных бесед, привлечение кадет к посильной помощи товарищам, работа кадет-консультантов.Также считаем очень важным взаимодействие преподавателей класса и воспитателя через: взаимопосещение уроков и самоподготовки, совместную организацию воспитательных мероприятий, выработку единых требований к оформлению письменных работ. Непосредственно на самоподготовке необходимо позволить кадетам выполнять задания в индивидуальном темпе, но в пределах определенного времени. Следует приучать воспитанников более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку Если большинство все-таки не справляются с заданием в определенное время, то необходимо пояснить кадетам, что выполнение домашнего задание будет перенесено в их личное время. Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:- подготовка обучающихся к работе;- самостоятельное изучение материала;- самоконтроль и самооценка;- заключительный педагогический контроль.В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, из актива класса назначается кадет, который выписывает на доске все, что задали на следующий учебный день. Затем осуществляется выбор порядка выполнения заданий. В 6 классе мы всегда рекомендуем начинать с выполнения письменных заданий по математике, русскому и английскому языку Необходимо проследить, чтобы кадеты начали самостоятельное выполнению письменных заданий, а затем переходили к выполнению устных предметов. Важно, чтобы кадет понимал, чем занимается, ради чего он это делает. Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.Немаловажно убедить кадет в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.Успех самоподготовки определяется следующим:к выполнению домашнего задания обучающиеся приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее часа и обязательного пребывания на свежем воздухе); целесообразной регламентацией времени; строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить кадетам возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у кадет навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.На этапе самостоятельной работы кадеты овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить. В отношении самостоятельности, кадет в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у них таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы воспитанников на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности воспитанников. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у кадет положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности: метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения).Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку кадет, вносят ритмичность в занятия.Наиболее важным моментом при формировании способностей, воспитанников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях кадетского училища является обучение их экономии времени и сил. Кадет необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого подростка правилом. Кадеты должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у кадет, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой школьников и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированностью, дисциплинированностью, организованностью, активностью своего класса. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.Дисциплинированность кадет можно увидеть в следующих их поступках:Работают самостоятельно.Соблюдают тишину и порядок.Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.Без надобности не обращаются к воспитателю.Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.Организованность группы проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.На рабочем месте нет ничего лишнего.Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.Четко планируют индивидуальный труд.Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.Информированность воспитанники демонстрируют следующим образом:Обучающиеся знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.Быстро находят нужное в учебниках.Им известно, как выполнять задания, где необходимо искать справку при затруднениях.Они показывают знания изученного на уроках материала.Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.Не испытывают нужды в посторонней помощи.Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.Об активности кадет на самоподготовке можно судить по следующим проявлениям:Прилежно и в темпе работают над заданием.Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.Успевают все сделать вовремя.Действуют самостоятельно без посторонней помощи.Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.Участвуют во взаимопроверке выполненной работы.Выявляют допущенные ошибки и анализируют их.Помогают воспитателю в организации взаимопомощи и взаимоконтроляУчебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни кадет училища. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.Список литературы:
  • Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-209.- № 4 – С.18-22
  • Штефан И. В. Методы организации самостоятельной работы в кадетских училищах // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 556-559. — URL
  • Устав СПКУ