Публикации Инновационные технологии в обучении школьников. Метод проектов на уроках технологии.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии в обучении школьников. Метод проектов на уроках технологии.
Автор: Васильева Татьяна Александровна

Инновационные технологии в обучении школьников. Метод проектов на уроках технологии.Васильева Татьяна Александровна, учитель технологии МБОУ «СОШ №5» г.СтупиноАннотация В данной статье рассматривается метод проектов как один из способов применения инновационных технологий в обучении школьников. Подчеркивается универсальность, современная необходимость и практическая значимость метода проекта в индивидуализации учебного процесса и повышении качества обучения школьников. В статье указываются основные требования к работе над проектом, возможные способы организации деятельности учащихся (индивидуальная, групповая), необходимость данного метода в формировании познавательных и созидательных способностях школьников.Вводная часть"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"Дж. ГербертВнедрение в учебный процесс инноваций является определяющей чертой современного образования. Что подразумевается под понятиями «инновация» и «нововведение» в нашем образовательном учреждении? Инновация – это внедрение нового, нововведение – целенаправленный процесс внесения изменений в образовательный процесс, приводящий к появлению новых стабильных элементов.Задача таких инноваций – подходить к организации учебного процесса с учетом личностно ориентированных технологий, ставящих в центр образовательного процесса личность ребенка. Направленные на обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития учащихся, они проповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, веру в его творческие силы, отвергают принуждение. Применение новых технологий в учебном процессе позволяет не только раскрыться каждому ученику, но и развивает творческий потенциал самого педагога.Цель внедрения инновационных технологий – индивидуализация учебного процесса и повышение качества обучения школьников. Инновационные технологии позволяют развивать активность, самостоятельность, творческие способности школьников, активизируют их интерес к предмету.Позитивное влияние нововведений на качество образования заключается в создании условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала обучаемого за счет самоорганизации, его стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно находить ответы на вопросы.Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность. Основная частьМетод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.Основными требованиями к использованию этого метода являются:- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным программным обучением. Так, минимум содержания образовательной области “Технологиякак обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектной деятельности”. В программах предметаТехнология” на выполнение проектов выделено 10 часов учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт резервных часов. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.В образовательной области “Технология” использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.Основа предмета «Технология» - практическая деятельность учащихся, направленная на получение какого-либо продукта, путем преобразования материала, информации, энергии. На уроках применяются различные способы получения продукта труда, требующие знания технологические, политехнические, эргономические, социально-экономические, а для усвоения столь широкого спектра знаний необходимо применение наиболее эффективных способов обучения, таких как развивающее, проблемное, метод проектов.Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.Основными этапами работы над проектом являются:
  • постановка цели: выбор темы проектного задания с учётом его практической значимости, выявление проблемы; формулировка задач;
  • оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта ;
  • сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных;
  • разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учётом требований дизайна и эргономики; самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;
  • обобщение результатов и выводы;
  • оценка качества выполненной работы, защита проекта; анализ успехов и ошибок.
  • Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону самооценки. Кроме того, групповая работа: - даёт возможность учащимся объединиться по интересам;- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология ” (трудовое обучение) с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает интеграцию знаний.Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии.В нашей школе (МБОУ «СОШ № 5» г. Ступино) уже несколько лет метод проектов успешно применяется на уроках технологии. По каждому разделу учебной программы разработаны творческие проекты, позволяющие учащимся в полной мере проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой объект труда. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель:- помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником информации;- координирует весь процесс;- поощряет учеников;- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень креативности подходов.Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя. Лучшие работы учащихся школы каждый год участвуют в выставках, конкурсах и олимпиадах разного уровня: школьных, окружных, городских, областных. Проектные работы учащихся занимали призовые места в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников, выставках предметов народного творчества («Кукла Матрешка – улыбка России», «Пасха красная»).Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого. Развивающая функция метода проектов в технологическом образовании состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.ЗаключениеПроект – это метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время; ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален; проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен; проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению, формирует познавательные и созидательные способности школьников. Для успешности реализации проектов использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы. Необходимо грамотно согласовать содержание проектной работы с интересами школьников, тогда и они будут стремиться к познанию данной профессиональной сферы деятельности.Выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии. Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается.Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта.Список литературы Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование.-2009.-№2.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256 Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 204с.Сасовой И.А.- Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. 2003.Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко – Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (Технология) – М.: Просвещение,1996.-224 с.