Публикации Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС
Автор: Гизетдинова Алевтина Николаевна

Системно-деятельностный подходв преподавании биологии в условиях введения ФГОС«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»                                                                                                В. Г. Белинский Повышение качества образования является приоритетным направлением современной государственной образовательной политики. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания. Считаю, что системно-деятельностный подход воспитывает качества личности, отвечающие требованиям  информационного общества; ориентирует на результаты образования, способствует саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Понятие системно - деятельностный подход введено в 1985 г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали  Л. С. Выготский,  Л. В. Занков, А. Ф. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. Н. Ананьев и многие др. исследователи). Пункт 7 ФГОС гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность, ведь вне деятельности нет личности. Как получить новый образовательный результат?Для этого нужно ответить на 3 вопроса: -Чему учить? (обновление содержания образования);-Ради чего учить? (ценности образования);-Как учить? (обновление технологий образования)  Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться.  Чему должен научиться ребенок? «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». Георг Лихтенберг Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. В биологии системный подход является основой учения об уровнях организации жизни. Биологическая система любого уровня организации - это единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей, для которой характерны свойства живого. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а обучающихся. Большинство из нас переучились, перестроили свое мышление, исходя из новых задач, которые ставит система образования. В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Для того,  чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.Позиция ученика: самостоятельное познание мира, (в специально организованных для этого условиях). На уроках я использую разнообразные типы деятельности учащихся: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, широко использую активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.Уроки деятельностной направленности по цели можно разделить на несколько групп:1. Урок открытия новых знаний.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, терминов, определений.3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.Образовательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.4. Урок развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий. Системно-деятельностный подход применяю в своей деятельности во всех классах обучения биологи. Использую различные приёмы для определения цели и задач урока. Рифмованное начало урока, загадки, «Момент волшебства», организую эвристическую беседу. При определении темы урока «Роль бактерий в природе» угощаю ребят гнилыми яблоками. Почему они не хотите их есть? Предположите, почему образовалась гниль? Чтобы точнее ответить на вопрос, предлагаю посмотреть видеоролик (демонстрирует видеоролик «Работы А. Левенгука»). Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать? Какую цель мы поставим? Какие задачи наметим? Считаю, что учитель без новаций - это учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребёнку стать человеком, совершенствующим самого себя.Хочу поделиться с некоторыми технологиями, которые я применяю при организации системно–деятельного подхода на своих уроках Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. У кого-то есть приусадебные хозяйства и поэтому многие вопросы биологии растений им хорошо знакомы, интересны и полезны. Зачем окучивают картофель? Зачем проводят пасынкование, пикировку? Почему нужно убирать ботву? У многих есть домашние животные и им будут интересны вопросы об их поведении, инстинктах. А все, что касается самого человека непосредственно всегда вызывает неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях вопросов. Почему хорошая хозяйка яйца в холодильнике хранит немытыми, а перед использованием все же моет? Почему «в темноте все кошки серы»? Чем отличаются группы крови? Какими признаками будет обладать ребенок? Большинство из этих вопросов я вообще не формулирую, они возникают у самого ученика, а то что интересно ученику, будет хорошо изучено. Результаты своей деятельности учащиеся отражают в листах индивидуальных достижений. Разрабатывая проблему самостоятельной деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней, вопросы должны быть познавательного характера и начинаться со слов: «Почему..?», «Можно ли..?», «Являются ли..?», «Как..?», «Зависит ли..?», и т.д Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев) Исследовательский технологии. Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников, классов предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян фасоли, наблюдения за ростом корня, изучением внешнего строение рыб (на примере аквариумных рыб). Учащиеся с удовольствием проводят практическую работу «Выявление плоскостопия», «Выявление статической и динамической работы на утомление мышц». По завершению работы представляют результаты ее выполнения практической работы, таким образом формирую умение в устной и письменной форме представлять свои исследования. Технология проблемного обучения направлена на формирование универсальных учебных действий, развитие теоретического мышления, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и других личностно значимых качеств. Деятельность организую с помощью специальных вопросов, побуждающих обучающихся к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на проблему при помощи новых знаний. Проблемные ситуации, проблемные задачи, включаю в любую тему  Например, на уроках Анатомии, физиологии и гиены человека актуальны проблемные вопросы: Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная?Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание? Как легче перенести заболевание «Ковид-19, с прививкой или без нее? Подобные проблемные вопросы являются для обучающихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими обучающимися.Конечно же я не использую одновременно на уроке все технологии и методы, отдельные элементы технологий на разных этапах урока могут быть более эффективны. Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции. А разнообразные формы деятельности на уроках биологии, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире. В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»! В этом мне помогает применение системно- деятельностного подхода в своей педагогической деятельности.Педагогические технологии системно-деятельностного подхода в обучении биологии