Публикации "Моё финансовок поведение" Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Моё финансовок поведение" Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов
Автор: Попова Ирина Александровна

Управление образования администрации Соликамского городского округаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия Гимназия «Солнечная радуга»«МОЁ ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ»ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВСоликамск, 2023СодержаниеI. Пояснительная записка.…………………………………………………….......3II. Содержание программы..………………………………………….……..........7III. Учебно-тематический план ………………………………...........................10IV. Программно-методическое и материально-техническое оснащение ……14V. Методические рекомендации по организации занятий …………………...15VI. Методические рекомендации по проведению диагностики уровня освоения программы………………..…………………………………………...17VII. Требования к результатам освоения программы ………………………...19Литература .……………………………………………………. ………….21Приложение
  • Пояснительная записка
  • Внимание к проблеме низкого уровня финансовой грамотности не только у подростков, но и всего населения России остается на протяжении пяти последних лет: в стране проводятся исследования ученых, реализуется около 20 разных программ для разных категорий граждан. В соответствии с основными положениями  повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы именно школа должна сформировать финансово грамотную личность.Подростки XXI века - активные участники финансовых операций: они собственники имущества, владельцы безналичных платежей, покупатели интернет-магазинов, но очень часто попадают в мошеннические финансовые сети. Проблема финансовой безграмотности подростков актуальна сегодня, а в ряде случаях социально-опасна, она может быть косвенной причиной преступлений несовершеннолетних. Сегодня выпускники школ, вступая в самостоятельную жизнь, уязвимы в использовании финансов и не готовы принимать правильные финансовые решения. Сформированная же в школе привычка управлять своими финансами позволит в будущем создать условия своего благосостояния и спланировать карьеру. Обучение финансовой грамотности рассмотрено в работах В. Авденина, И. Окишева, Б. Шефера и др. Авторы широко осветили вопросы о роли культуры финансов и понятие финансовая грамотность в общем. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. акцентируют внимание на том, что изучение финансовой грамотности наиболее значимо при формировании у школьников финансового поведения. Они отмечают, что овладение финансовыми знаниями должно произойти в школе, так как во взрослой жизни человек постоянно принимает решения, связанные с деньгами и денежными операциями. Финансовые знания формируют финансовое поведение и позволят выпускнику свободно ориентироваться на рынке финансовых продуктов, в конкретной ситуации сделать правильный выбор. Акцентируют значение изучения финансовой грамотности в формировании финансового поведения в своих исследованиях коллективы авторов: А.П. Аксенов, Д.Х. Ибрагимова, М.В. Мамута и т.д. Они обращают внимание, что система современного образования не включает в свои образовательные задачи обучение управлению личными финансами, а семья современного выпускника слабо ориентируется в особенностях финансово-экономической сферы государства. В работах Тётушкина В.А. дано понятие финансового поведения – «Финансовое поведение представляет собой сочетание реализуемых населением финансовых стратегий по мобилизации, перераспределению и инвестированию денежных средств, построенных с учетом удовлетворения своих потребностей. Финансовое поведение включает в себя стратегию формирования доходов индивида, потребительское, сберегательное и инвестиционное поведение».Анализ авторских программ, источников информации показал, что методические аспекты по формированию навыков финансового поведения у школьников требуют более тщательной доработки и необходимость организации специальной деятельности по данному направлению.С этой целью разработана программа внеурочной деятельности «Мое финансовое поведение».Общая характеристика программы.Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, на дополнение и углубление школьной программы по экономике, математике, обществознанию. Цель программы: Формирование навыков, умений и компетенций финансового поведения у обучающихся 8-9 классов, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов.Задачи:
  • Способствовать овладению знаниями финансовой грамотности.
  • Обучить навыкам позитивного финансового поведения.
  • Развивать умения думать, исследовать, взаимодействовать в условиях современного быстро меняющегося рынка финансовых услуг.
  • Воспитывать нравственные общественно ценные личностные качества.
  • Помочь строить личные финансовые планы.
  • Программа «Мое финансовое поведение» - это модифицированная программа, в основу которой положена программа Лавреновой Е., Рязановой О., Липсицом И., Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 32 с. - (Учимся разумному финансовому поведению), но изменена и составлена с учетом возрастных возможностей обучающихся, особенностей образовательного учреждения и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Новизна программы заключается в подборе содержания изучаемого материала и в использовании современных методических форм и приемов обучения.На содержательном уровне предполагается:
  • освоение базовых теоретических знаний:
  • - особенности работы финансовых организаций и учреждений, с которыми дети уже сталкиваются;- математические: расчет процентов и пропорций и другие;- правила взаимодействия людей, свои права и обязанности;- модели финансового поведения: потребительская, сберегательная, кредитная, инвестиционная страховая, пенсионная;- формы финансового поведения.
  • овладение навыками позитивного финансового поведения.
  • «Под финансовым поведением, в широком смысле, понимается поведение домохозяйств или индивидов, связанное с получением и расходованием денежных средств. Это различные виды финансовой активности граждан, к которым относятся: финансовое планирование, минимизация рисков, сбережения, инвестиции, страхование, кредитно-заемное поведение, денежные игры, покупка и продажа товаров и услуг вне финансовых институтов, осуществление расчетно-кассовых операций др.» [&] (Галишникова, 2012: 133).В узком смысле под финансовым поведением понимается деятельность по мобилизации и использованию денежных ресурсов. Специалисты определяют основные виды финансового поведения: позитивное (сберегательное, рациональное) и негативное (нерациональное).Нерациональное поведение характеризуется: неумением тратить деньги, не формирующим резерв (накопления), не управляющие деньгами (планирование, увеличение доходов, учет доходов и расходов), использование кредитных карт и потребительских кредитов, несоизмеримых с доходами, не способных инвестировать, имеющие доходы.На методическом уровне основная технология в проведении занятий – педагогический коучинг, используя знания и опыт обучающегося, учитель помогает решить его проблемы в области финансовых знаний, определить задачи и цели. Место программы в учебном плане.Данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности обучающихся 8-9 классов как курс по выбору. В 8 классе предполагается теоретическое изучение программы курса, построенного на коммуницировании с использованием интерактивных приемов обучения, в 9 классе – практикоориентированная отработка навыков финансового поведения в условиях современного финансового рынка. Программа рассчитана на 34 часа - по 17 часов в первый и второй годы обучения. Периодичность занятий - 1 раз в неделю в течение одного из полугодий. Занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планированием согласно расписанию внеурочных занятий. Группы для реализации программы курса формируются сменного состава по 15 человек по желанию.Программа курса «Моё финансовое поведение» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Моё финансовое поведение» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8-9 классов в сфере экономики семьи. Программа «Мое финансовое поведение» включает описание содержания занятий, учебно-тематическое планирование, методические рекомендации по проведению занятий и диагностике освоения программы, требования к программно-методическому и материально-техническому обеспечению, требования результатам освоения программы, список ресурсов для педагога.
  • Содержание программы
  • 8 классМодуль №1 Потребительское поведение (4 часа)Основные темы:Основные характерные черты современного потребительского рынка. Потребительское поведение домохозяйств или индивидов в современных условиях. Факторы, влияющие на потребительское поведение. Виды потребительского поведения: традиционное действие потребителя, инструментальное действие, поведение потребителей во время инфляции, иррациональное потребительское поведение, ценностно-ориентированное поведение потребителя.Практическая деятельность:
  • исследовательская работа с текстами документов: Закон о защите потребителей. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ре. от 18.07.2019, выдержки)
  • практикум «Поведение потребителей» (решение задач на виды потребительского поведения).
  • Модуль №2 Сберегательное поведение (3 часа) Основные темы:Сбережение населения самый важный показатель качества жизни.Сберегательное поведение как деятельность индивида на финансовом рынке.Критерии, определяющие сберегательное поведение. Классификация мотивов сбережений населения. Факторы, влияющие на сберегательный процесс.Практическая деятельность:
  • исследовательская работа по текстам рекламных документов и сайтами банков по предоставлению услуг сбережения средств.
  • Модуль №3 Кредитное поведение (3 часа)Основные темы: Кредитное поведение - деятельность индивида, в процессе заимствование денежных средств. Специфика кредитного поведения в России. Факторы, определяющие жизнь «в долг».Практическая деятельность:
  • исследовательская работа с текстами рекламных документов и сайтами банков по предоставлению услуг кредитования населения;
  • практикум «Оценка кредитоспособности заёмщика».
  • Модуль№4 Инвестиционное поведение (2 часа)Основные темы: Понятие инвестиционного поведения. Инвестиционная деятельность. Цели и мотивы инвестиционного поведения.Практическая деятельность: практикум «Правила инвестирования» (решение задач по инвестированию).Модуль №5 Страховое поведение (2 часа)Основные темы: Российский страховой рынок. Типы и виды страхования. Практическая деятельность:
  • исследовательская работа с текстами рекламных документов и сайтами страховых компаний по предоставлению услуг страхования.
  • Модуль №6 Пенсионное поведение (2часа)Основные темы: Пенсия, обязательное пенсионное страхование. Пенсионные системы в России и за рубежом (Пенсионный фонд РФ (ПФР), добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Реформирование пенсионной системы в России. Практическая деятельность:
  • исследовательская работа с текстами документов и сайтом Пенсионного фонда РФ.
  • 9 классМодуль №1 Потребительское поведение (2 часа)Основные темы:Отношением к деньгам и потребительское поведение современных родителей и их детей.Модель покупательского поведения. Причины, влияющие на покупательское поведениеПрактическая деятельность:
  • мини-исследования «Потребительское поведение молодежи»,
  • деловая игра «Защита прав потребителей».
  • Модуль №2 Сберегательное поведение (4 часа) Основные темы:Модели сберегательного поведения. Стратегии сберегательного поведения.Практическая деятельность:
  • мини-исследование «Сберегательное поведение вкладчиков»;
  • практикум «Простые и сложные проценты»;
  • решение задач по выбору депозитов (вкладов) вкладчиками.
  • Модуль №3 Кредитное поведение (4 часа)Основные темы:Классификации типов и видов кредитного поведения.Кредитное поведение как канал социальной мобильности населенияПрактическая деятельность:
  • практикум «Этапы процесса кредитования»;
  • практикум «Кредитование физических лиц»;
  • деловая игра «На пороге банка».
  • Модуль№4 Инвестиционное поведение (3 часа)Основные темы:Типология инвестиционных мотиваций населения. Психологический портрет инвестора. Факторы, влияющие на инвестиционное поведение.Инвестиционное проектирование.Практическая деятельность:
  • практикум «Инвестиции или сбережение»;
  • решение проектных задач «Потребление, сбережение, инвестиции».
  • Модуль №5 Страховое поведение (2 часа)Основные темы:Страховые компании на рынке страховых услуг. Основные функции страховых компаний. Потребители страховых услуг. Основные уровни страхового поведения.Практическая деятельность:
  • игра-квест «Виды страхования»;
  • деловая игра «Зонтик на все случаи жизни».
  • Модуль №6 Пенсионное поведение (2часа)Основные темы:Трудовое поведение работника и его пенсионное обеспечение в старости. Показатели трудового поведения работника.Практическая деятельность:
  • деловая игра «Подумаем о пенсии, или как обеспечить свою старость?»
  • III.Учебно-тематический план8 класс9 классIV. Программно-методическое и материально-техническое оснащениеДля реализации данной программы необходимо: Программно-методическое обеспечение
  • Рабочая программа «Мое финансовое поведение».
  • Диагностический инструментарий (прилагается к программе).
  • Материально- техническое обеспечение
  • Кабинет для проведения занятий.
  • Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная доска, пульты голосования, точка доступа к сети Интернет, планшеты (компьютеры) по количеству детей).
  • Развивающая среда (ручка, тетрадь, калькулятор).
  • Организационное обеспечение
  • Сохранение постоянного контингента детей в течение курса занятий.
  • Стабильность расписания занятий.
  • Взаимосвязь с родителями детей, учреждениями и организациям с целью диагностики достижения метапредметных и личностных результатов освоения программы и наибольшей продуктивности ее освоения:
  • выполнение домашних заданий детьми совместно с родителями;
  • проведение экскурсий по целям программы;
  • организация встреч со специалистами финансового рынка.
  • Дидактический материал: таблицы, схемы, научная и специальная литература по финансовой грамотности, раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные учебные материалы, компьютерные программные средства обучения и др.Кадровое обеспечение реализации программы: учитель, прошедший курсы повышения квалификации по финансовой грамотности.V. Методические рекомендации по организации занятийРезультат эффективной образовательной деятельности в реализации программы курса «Мое финансовое поведение» заключается в выработке у обучающихся умения встраиваться в динамическую среду жизнедеятельности общества, адаптироваться в быстро меняющихся экономических условиях жизни, в развитии у них желания и возможностей групповой работы, в формировании навыков социального общения. В процессе преподавания курса «Мое финансовое поведение» следует уделять внимание не столько терминологии и теоретическому описанию видов финансового поведения, а развитию у обучающихся умения самостоятельно участвовать в жизненных ситуациях, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения. Формы обучения. Предполагается использование индивидуальных и групповых форм обучения. Основные методы и приемы обучения:
  • на основе способа организации занятия являются словесные (беседа, объяснение, анализ текста документов, устное изложение исследования), наглядные (просмотр видеосюжетов, мультфильмов с демонстрацией финансового поведения героев, сайтов финансовых организаций и учреждений, фрагментов онлайн-уроков по финансовой грамотности), практические (практикум по решению задач, экскурсия, встреча со специалистами, мини-исследования);
  • на основе деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные (тестирование); частично-поисковые; исследовательские методы обучения.
  • по степени активности - это активные (презентация, кейс-стади) и интерактивные (деловая игра, квест-игра, дебаты, тренинг).
  • Так как целью обучения является формирование у обучающихся практических навыков управления своим финансовым поведением, пассивные методы обучения не должны применяться педагогом. Целесообразно использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, т.е. открытые формы взаимодействия учителя и обучающихся в ходе занятий. Наиболее эффективным является метод педагогического коучинга: занятие в «формате коучинга».Учитель-коуч (партнер) актуализирует деятельность посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам обучающихся. Деятельность учителя-коуча строится на принципах: обучающийся обладает соответствующими интеллектуальными ресурсами; задачу ставит обучающийся; учителькоуч и школьник - союзники. Также эффективным методом является «обучение в процессе деятельности».Значительная часть программного времени отводиться на практикумы: выполнение практических упражнений, разработка и обсуждение групповых заданий, исследований. При реализации данной программы выполнение практических заданий может осуществляться совместно с родителями обучающихся. Предстоящая работа в рамках курса ориентирована на приобретение навыков общения с разными людьми, специалистами финансовой сферы. Формы организации занятий нацелены на формирование умения взаимодействовать в коллективе через деловые и квест-игры. Некоторые занятия предлагают, что обучающиеся продолжат развивать навыки пользования компьютером и Интернетом. Формы подведения итогов: контрольное занятие, защита проектов, исследовательских работ, презентация творческих работ, эссе.Объём программного материала достаточен для освоения обучающимся каждой темы и выполнения контрольного мероприятия.VI. Методические рекомендации по проведению диагностики уровня освоения программыС целью диагностики уровня освоения обучающимися программы «Моё финансовое поведение» осуществляется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль знаний осуществляется на занятиях-играх, практикумах и семинарах. Проверяется конструктивность работы обучающегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении проблем (задач) и способов их решения. Промежуточный контроль знаний проводится по результатам изучения каждого модуля. Данный вид контроля помогает проверить степень усвоения учебного материала, овладения предметными и метапредметными умениями и компетенциями по значительному ряду вопросов, объединённых в одном модуле. Промежуточный контроль позволит выявить те вопросы, которые обучающиеся усвоили слабо. Итоговый контроль знаний осуществляется по результатам изучения курса. Он направлен на проверку и оценку реальных достижений обучающихся в освоении курса, на выявление степени усвоения системы знаний, овладения умениями и навыками. Итоговый контроль может осуществляться в формате имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся сможет применить знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль проводится также в формате проектной или исследовательской или контрольной работы, включающей различные типы заданий.Оценка учебных достиженийОценка учебных достижений обучающихся должна быть максимально объективной, что обеспечивается критериальным подходом. Педагог оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе определённых критериев, т. е. правил и признаков, по которым можно отличить одно явление от другого. В ходе учебной деятельности подростки будут осуществлять различные виды деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида деятельности и её результатов.Оценочный лист учебных достижений по модулюИтоговый контроль Оценка решения практических задачКритерии оценки практической задачи следующие: определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи; оценка альтернативного подхода в решении задач; обоснование итогового выбора. Оценка выполнения проекта.Критерии оценивания проекта: постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта; сформированность и реализованность целей и задач проекта; разработанность плана по подготовке и реализации проекта; качество реализации и представления проекта. Оценка выполнения исследовательской работы Критерии оценивания исследовательской работы: • постановка исследовательской проблемы;• формулирование объекта, цели и гипотезы исследования; • использование адекватных методов исследования;• использование разнообразных информационных источников;• адекватность выводов. Задания для оценивания результатов обучения: тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.VII. Требования к результатам освоения программыПланируемые результаты освоения обучающимися программы «Моё финансовое поведение».Личностные:
  • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
  • готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию;
  • мотивация к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории финансового образования;
  • готовность вести диалог по проблемам финансового рынка со взрослыми людьми, сверстниками и достигать в нем взаимопонимания;
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного финансового поведения;
  • осознание значения семьи в финансовой деятельности человека.
  • Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей финансовой деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; 3) умение соотносить свои финансовые действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей финансовой деятельностью в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия финансовых решений;5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 6) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Предметные включают:
  • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система, страхование, инвестирование;
  • умения, освоенные обучающимися в ходе изучения программы, специфические для данной области знания, виды деятельности по получению финансовых знаний, которые школьники способны преобразовывать и применять в жизненных ситуациях;
  • умение считать – оценивать порядок величин, сопоставлять затраты, объемы и цены, оценивать суммарные значения;
  • умение выбирать и находить нужную информацию, определить важное, отказаться от второстепенного, расставлять приоритеты, работая с финансовыми документами семьи и финансовых учреждений;
  • умение планировать и структурировать свои задачи, распределять финансовые ресурсы и возможности, видеть конечную цель своих действий;
  • умение разговаривать с банковскими сотрудниками, специалистами финансового рынка, используя специальную терминологию, ключевые понятия.
  • VIII. Литература
  • Аксенов А.П., Ибрагимова Д.Х. Гид по финансовой грамотности [Текст]/ А.П. Аксенов, Д.Х. Ибрагимова. – М.: Центр исследований платежных систем и расчетов,2013. – 620 с.
  • Белехова Г. Оценка финансовой грамотности населения и пути ее повышения // Проблемы развития территории, 2012. – №4. С. 96-109.
  • Блискавка Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей [Текст]/ Е.А. Блискавка. — М.: Манн, 2014. – 80 с.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПБ, 2008. – 254 с.
  • Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы, 2010. № 9. С. 3-6.
  • Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы, 2010. – 130 с.
  • Жданова О.А. Финансовая грамотность: методические рекомендациидля преподавателя [Текст] / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 192с.
  • Зеленцова А., Демидов Д., Блискавка Е. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст] / А. Зеленцова, Д. Демидов, Е. Блискавка. – М.: ЦИПСиР, 2012. 112с.
  • Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика[Текст] / А. В. Зеленцова. – М.: КиноРус, 2012. – 106 с.
  • Зеленцова А. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (дата обращения 03.11.2018 г.)
  • Карпунин М. «Свои деньги» - проект по повышению финансовой грамотности населения // Деньги и кредит, 2009. № 2. С. 18-19.
  • Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
  • Ларева Н.И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов [Текст] / Н. И. Ларева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 102 с.
  • Ли В.Д. Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие [Текст] / В.Д. Ли. – Алматы: Свет, 2004. – 140 с.
  • Минфин России: Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Минфин России. – Режим доступа. – (дата обращения 02.11.2018г.).
  • Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 г.: информация официального сайта Министерствафинансов РФ [Электронный ресурс] (дата обращения 02.02.2019 г.)
  • Окишев И. Основы Финансовой Грамотности [Текст] / И. Окишев. – М. – 2011. –117с.
  • Патова М., Даурова М. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2014. – №.2.
  • Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
  • Пупырев М.Ю. Понятие финансовой грамотности» // Финансовое просвещение и защита прав инвесторов, 2015. – №9. – С. 27.
  • Стахович Л. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи [Электронный ресурс]: (дата обращения 04.02.2019 г.)
  • Финансы и бизнес. Финансовая грамотность для начинающих [Электронный ресурс] (дата обращения 31.10.2018).
  • Шевяков М. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность, 2011. – №1. С. 30-35.
  • Шевяков М. Результаты проведения научно-исследовательских работ по методологической разработке индикаторов финансовой грамотности населения // Бюджет и финансы, 2011. – № 3. С. 40-44.
  • Шефер Б. Путь к финансовой свободе [Текст] / Б. Шефер. – М.: Поппури, 2005. – 205 с.
  • Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М, 2002. – 96 с.
  • Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность школьников [Текст] / Н.А. Якимов. – М, 2010. – С. 48-51.
  • Литература для обучающихся
  • Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Текст] / В. Авденин. – М., 2005. –289 с.
  • Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
  • Чумаченко В.В., Горяев А.П. «Основы финансовой грамотности» [Текст] / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – М.: Просвещение, 2017.– 271с.