Публикации Консультация для педагогов и родителей "Математика в логопедии"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов и родителей "Математика в логопедии"
Автор: Яхина Фатима Равильевна

Математика в логопедии консультация для педагогов и родителей             Учитель-логопед Яхина Ф.Р. 2023 г.В настоящее время нельзя представить реализацию целей и задач одной образовательной области ДО без другой, все они присутствуют в образовательном процессе в единстве.Работа по коррекции и развитию речи в логопедической группе часто перекликается с программным материалом по формированию элементарных математических представлений. Формируемые у дошкольников математические знания, умения и навыки используются при коррекции и развитии различных языковых разделов: фонетика, лексика, грамматика, синтаксис, обучение элементам грамоты.Коррекционная работа с использованием математического материала осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Несомненно, необходимо учитывать степень выраженности речевого дефекта и уровень общего интеллектуального развития ребёнка. 1.                     Развитие слухового и фонематического восприятия.Дети, имеющие речевые нарушения имеют недостаточно развитое слуховое внимание, развить которое возможно, используя следующие игры и приёмы:Игра «Стук-стук»Ребёнку предлагается с закрытыми глазами послушать звуки, издаваемые музыкальными инструментами или другими звучащими предметами (барабан, бубен, треугольник, игрушка-пищалка, свисток и т. д), а затем столько же раз похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть (вариантов множество).Игра «Сколько раз кричал?»Игра используется при изучении лексических тем «Домашние животные», «Домашние птицы». Проводится аналогично предыдущей игре. Дети становятся в круг, водящий стоит в центре круга. Ребёнок в центре закрывает глаза, а ребёнок, на которого укажет педагог, издаёт несколько звукоподражаний животных (количество показывает взрослый). Водящий должен произнести соответствующее количество раз название животного, издающего эти звукоподражания. Кроме того, здесь отрабатываются трудные для детей слова-действия (глаголы): мычит, кукарекает, блеет и т.д. 2.                     Игры на автоматизацию поставленных звуков.Игра «Рыболов» - на автоматизацию звука Р. В продаже имеются готовые игры. Но такую игру не трудно изготовить и самому: удочка – соломинка для напитков с магнитиком на верёвочке, рыбок легко вырезать из цветного картона, обязательно прикрепив скрепку для примагничивания. Ребёнок ловит и считает рыбок: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб и т.д.Игры «Звезда с неба», «Тарань и вобла» - поможет детям легко и быстро ввести в активную речь звуки "С" и "З"; "Л" и "Р". Многократное повторение слов с "трудными" звуками , составление предложений и фраз с выбранными картинками способствуют эффективной автоматизации звуков в речи. Во время игры дети развивают моторику: перебирают и переворачивают рыбок, звезды, продевают шнурок сквозь отверстие. Такая смена деятельности, от интерактивной игры к настольной, усилит эффект от занятий.Игра «Чего больше?» используется для автоматизации любого звука в зависимости от используемого картинного материала. В данном случае закрепляется произношение звука Л в словах. Ребёнку предлагается пересчитать кукол, яблоки и т.д. и сказать, чего больше.   Игра «Зашифрованные слова». Используется для автоматизации любого звука в зависимости от используемого материала (в данном случае – звука Л), закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания.Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на необычные шифровки, в которых каждому предмету соответствует определённая геометрическая фигура. Необходимо называть цепочки зашифрованных слов, используя таблицу. Слова проговаривать, чётко произнося звук Л. Слова можно произносить строчками или столбиками. Игра «Бросай кубик». Используется для автоматизации звуков в словах. Ребёнок бросает кубик и проговаривает слово столько раз, сколько точек выпало на кубике. Как вариант, можно использовать кубик с цифрами вместо точек.3.                     Формирование слогового анализа.Игра «Разложи картинки по домикам»Ребёнок раскладывает картинки по домикам в соответствии с количеством слогов.        1                  2                3                4                5    Игра «Пирамида» 4.                     Лексико-грамматический строй речи.Игра «Волшебная коробочка» - закрепление в речи количественных числительных. Дети достают из коробочки карточки с изображением предметов в количестве от 2 до 10 и произносят: пять вёдер, четыре яблока.Игры на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели).Игра “Скажи наоборот” зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) - воскресенье (конец недели). “Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей”.Игры “Скажи наоборот” - на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра с картинками или с мячом.Игра “Один, два, много формирование у детей представления о количестве предметов «один, два, много» активизация в речи слов, один, много, развитие грамматического строя речи, умение сравнивать группы предметов на основе сапоставления двух множеств.5.                 Буквенный анализ и синтез.Ребус “Расшифруй слова” - закрепление звукового синтеза слов, развитие внимания, знание порядка цифрового ряда. 1 вариант:Получается слово КИНО.2 вариант: Ребёнку предлагается карточка с буквами, вписанными в геометрические фигуры. Задача -  расшифровать слово, вписав буквы в соответствующую фигуру и прочитать слово.Получается слово МАЛЫШ.Ребус “Расшифруй слова” закрепить графический образ цифр и букв; составлять буквы по порядку как показывают цифры. Прочитать слова на карточках, расположив буквы по порядку в соответствии с цифрами.6.                     Формирование пространственных представлений, зрительно-моторной координации Игра “Путешествие бабочки” – ребёнку предлагается квадрат, разделённый на клетки. Взрослый предлагает ребёнку передвигать бабочку по игровому полю в разных направлениях, пока она не доберётся до конечной цели. Например: одна клетка вправо, три клетки вниз и т.д.Оказавшись на клеточке игрового поля, ребёнок составляет предложение о бабочке:Бабочка села на колокольчик.Бабочка встретила божью коровку.Бабочка отдохнула на листочке. Игра “Что с начало, что потом» – развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти, быстроту зрения, способности различать предметы на основании определенных признаков, развивать и обогащать словарь ребенка. Таким образом: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.    \