Публикации Понятие ценностных ориентаций в современной педагогической и психологической литературе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Понятие ценностных ориентаций в современной педагогической и психологической литературе.
Автор: Барыбина Наталья Николаевна

Понятие ценностных ориентаций в современной педагогической и психологической литературе.Основными факторами, влияющими на общественный уклад жизни, на социальные стереотипы являются интенсивная динамика изменений в экономике, политике, научно-технический прогресс. Под влиянием этих факторов формируются общественные ценности, лежащие в основе поведения и деятельности людей. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор. Для реализации ценностных предпочтений человеку необходим предмет, имеющий цену. Несмотря на то, что существует множество отличий между понятиями цена и ценность, они крепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Структура ценностных ориентации личности является сложной и неоднородной. Ценностные ориентации выполняют разные функции, на основе которых созданы разные модели классификаций. Приведём некоторые из них.Так, в философских концепциях наблюдается разделение ценностей на абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние. Объектом направленности личности выступают различные ценности. Интересна классификация В.В. Гаврилюка и Н.А. Трикоза, о ней тоже упоминается в труде М.А. Цветова: смысложизненная система, объясняющая ценности человеческой жизни, определяющая цели бытия, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; – витальная система – это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; интеракционистская система, т.е. ценности и суждения, важные в межличностном и групповом общении; социализационная система – ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот. Индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, по Д.А. Леонтьеву, является последовательностью разграничиваемых «блоков. Об этом указывает Х.Т. Загладина, рассуждая о проблеме формирования ценностных ориентаций у детей и подростков в условиях глобальной информатизации. Среди терминальных ценностей, пишет автор, полярными являются: 1) Конкретные жизненные ценности – абстрактные ценности. 2) Ценности профессиональной самореализации – ценности личной жизни. 3) Индивидуальные ценности – ценности межличностных отношений4) Активные ценности – пассивные ценности. Среди инструментальных ценностей: 1) Этические ценности – ценности профессиональной самореализации. 2) Индивидуалистические ценности – конформистские ценности – альтруистические ценности. 3) Ценности самоутверждения – ценности принятия других.4) Интеллектуальные ценности – ценности непосредственно-эмоционального мироощущения.Рассмотренные нами понятия и определения категории «ценности» и «ценностные ориентации», их типы и различные подходы к классификации, позволяют сделать вывод о том, что ценности – это значимые единицы, важнейшие элементы внутренней структуры личности, принятые человеком в процессе социализации. Ценностные ориентации представляют собой широкую систему ценностей личности и в силу этого выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности.