Анализ источника 1 по Истории России Ю.Крижанича «Политика» Трактат написан в России в 1663г. Автор-Ю.- был выслан в Тобольск царем Алексеем Михайловичем по подозрению в шпионаже. Но его трактат -это описание жизни, устройства российского общества середины 17 века в сравнении с европейским, его мысли, суждения и недовольства положением русского народа, состоянием торговли, ведением хозяйства и правлением . О множестве нравственных, экономических и правовых недостатках и язвах общества размышляет автор и предлагает свои средства для их исправления. Действительно, для государства российского это был один из сложных периодов - закончилось Смутное время, польский королевич Владислав отрекся от прав на престол Москвы и на российский престол Земским собором избран русский царь, был заключен Столбовский мир со Швецией и Деулинское перемирие с Речью Посполитой. В стране идет длительный и сложный восстановительный процесс. Активно развиваются крестьянские промыслы - кожевенный, ткацкий.Возникают центры товарообмена- ярмарки- происходит обмен и промысловой, и сельскохозяйственной продукции(Нижегородская, Брянская, Южно-Уральская). Страна делится на районы с различной хозяйственной специализацией- нижегородские , ярославские, казанские земли специализируются на скотоводстве, новгородские и смоленские- на выращивании льна , Поволжье- на выращивании пшеницы, тульские земли с г.Тулой становятся металлургической областью. И именно в этой области появляются первые крупные металлургические мануфактуры с разделением ручного труда. Эти новые для экономики России явления свидетельствуют о формировании единого общероссийского рынка.В социальной сфере еще более значимой силой и опорой царской власти становится дворянство-государство всячески поддерживает и усиливает его роль, особенно разрешая передавать по наследству княжеский титул, вотчины и поместья . Награждая дворян за верную службу, государство щедро раздает земли в вотчины , чем способствует значительному превосходству вотчинного землевладения над поместным, а далее и сближению вотчины с поместьем. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649г.с регламентацией прав и обязанностей всех сословий окончательно формирует крепостное право в стране- лишает большенство населения свободного передвижения и распоряжения собой, своим трудом и своим хозяйством. Сыск беглых становится бессрочным. Перестают созываться Земские соборы, подчеркивая тем самым способность власти единолично управлять страной, т.е.начинается переход к неограниченной власти монарха-абсолютизму, законодательно закрепленный кодексом феодального права. Годы Великой Смуты отразились и на внешней политике страны утратой многих земель. Россия ведет несколько войн за возврат своихтерриторий: Смоленскую войну с Польшей на юго-западных границах за возвращение Смоленска, Русско-польскую войну на юго-западных границах за присоединение Украины, Русско-шведскую войну на северо-западных границах за выход к Балтийскому морю и возврат побережья Финского залива. Помимо военных баталий , Россия активно осваивала Сибирь- землепроходцы и промышленники активно проникали в сибирские и дальне-восточные земли. Началась российская колонизация восточной Сибири.Юрий Крижанич (автор трактата) по происхождению хорват, получил духовный сан в хорватской католической семинарии. Затем был священником-миссионером и состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. За свою жизнь изучил немецкий, латинский, итальянский , греческий и др.языки, что позволило ему путешествовать по Европе с целью сбора сочинений православных богословов , писавших против папской унии. Европейские государства того времени подверглись жестокой экспансии Османской империи на территорию христианских стран и национальное существование сербов, хорватов, боснийцев, венгров, болгар было под угрозой. Будучи членом римского иллирского общества Св.Иеронима , Ю.Крижанич отчетливо понял, что возлагать надежды на помощь европейских католических стран ,находившихся под жестким влиянием Папы Римского, в свержении иноверного ига османов было напрасно. Единственным государством, которое можно было рассмотреть как защитницу от османов и как центр объединения славянских народов, было Русское государство. В 1658г.в Вене происходит судьбоносная для Крижанича встреча с русскими послами, набиравшими иноземцев на службу русскому царю. В России он проводит значительную часть своей жизни и пишет основные литературные труды.Но его воззрения на единую и независимую христианскую церковь были неприемлемы для власти русского государства и автора ссылают в Тобольск, где он проводит 16 лет жизни. В ссылке он заканчивает написание трактата«Разговоры о владетельстве» или «Политика». Автор дает анализ экономическому и политическому положению России, характеристику роли торговли, ремесел, земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения государственной независимости, указывает на необходимость культурного развития народа. Его книга обращена ко всем славянам, но прежде всего к русскому монарху. Именно в монархии он видит подходящую форму правления, обеспечивающую единство народа и государственную стабильность.Царя он считает наместником Бога на Земле, а власть его священной. Также очерчивает не только права, но и обязанности правителя перед народом, его личные качества . Крижанич понимает, что только российский самодержец может реализовать его надежды на освобождение славянских народов от осман. Он разработал своюклассификацию форм правления и назвал 5 «испорченных» форм, принципом которых была польза только для правителя, а также предложил схему успешного русского государства: Самодержавие- Православие-Сословность. Автор представил свою программу реформ, необходимость которых по его мнению назрела в стране: развитие с/х, городских ремесел, повышение производственного уровня, развитие внешней торговли, повышение общего культурного уровня населения. Такие масштабные преобразования по мнению Крижанича может осуществить только сильная верховная власть в лице русского монарха, которого он называет «живым законодательством» над которым «нет на свете судей в мирских делах». Отстаивая независимость московского самодержца, он пишет: « только от имени монарха может чеканиться монета, только монарх вправе содержать армию, назначать приказных людей, судей и городских старост». В своем труде, философ считает ошибочным для России присваивать «сомнительную славу Третьего Рима», в том числе герб с двуглавым орлом и термин «царь». В своей работе мыслитель доказал суверенность власти московского самодержца и его равноправие в международных отношениях с европейскими монархами, сформулировал учение о праве войны и праве международной торговли. Что касаемо религии, богослов окончательно отвергает Унию и призывает укрепить православие.Конечная цель документа-показать , как нужно править государством, чтобы народ был счастлив, чтобы русский народ «стал самым православным между народами» и возглавил все славянские народы.По моему мнению, книга «Политика» интересна, познавательна с точки зрения жизнеописания Руси середины 17 века- в ней представлена подробная картина внутреннего уклада страны с ее самобытностью, ее нуждами и недостатками, а также с ее«безграничным» богатством. Помимо этого, она интересна и своей оригинальной преобразовательной идеей, хотя и не принятой государством. Первоначально стиль написания воспринимался мной как «плач Ярославны», наполненный жалобами, недовольством, негодованием и горечью. Но при углубленном чтении понимаешь, что жалобы сменяются уверенными рассуждениями, идеями и предложениями по искоренению пороков русского общества на благо самого общества.В разделе 26 Крижанич подобно Аристотелю признает 3 правильных способа правления государством с наилучшим из них - самовладством ( монархией ) , а также 3 их искаженные формы с наихудшей из них- тиранией. Каждая из правильных форм власти действует в интересах общества, а любое из трех искажений - интересах части общества или одного человека. Автор считает ,что при самовладстве легко и просто исправить ошибки и изъяныправления, т.к. Воля монарха, его приказы исполняются «ближним кругом» без проволочки.Но и при тирании именно «ближний круг» исполняет волю и приказы тирана , различие лишь в сути этих приказов и их конечной цели. Т.е.по мнению автора, для исправления тирании «достаточно лишь воли одного человека», что по-моему мнению совершенно противоречит самой трактовке Тирании. Ведь не один же тиран-диктатор составляет тираническое правление-есть ближнее окружение, исполняющее и доводящее до низших классов общества зверские приказы и желания тирана. Ведь права народная мудрость, говорящая « один в поле не воин». Значит ,исправить тиранию желанием самого тирана невозможно ,т.к. Монарх , ставший тираном -это с точки зрения даже древнего лекарства «человек с больной душой и воспаленным умом». Следовательно, единственный путь спасения народа « не мольбы к Богу», а свержение с престола . Так же ,на мой взгляд, в рассуждениях о монархии и тирании автор не описал ту черту, когда подобно Ивану Грозному великий монарх из великого правителя становится тираном, т.е.как не стать «разбойником и злодеем», как не растерять человечность ,как не позабыть о заповедях Божьих , где эта грань между монархом и «людодерцем». И второе , что вызывает у меня противоречивое восприятие 22,26 глав: автор предлагает взять пример для построения самовладства в России и для сословного благополучия «с разных иных государств и то, что…хорошо установлено, постараться перенять и накрепко узаконить…». Но ранее противоречит своим же суждениям, говоря о запрете« странствий на территории чужеземных государств …ибо они безмерно вредны» для королей, их сыновей и тем более их подданных. Возникает вопрос : каким же способом тогда научиться всему лучшему, перенять все передовое и начать развивать в своем государстве?Сочинение Ю.Крижанича сразу после выхода не нашло положительного отклика царя и государственных деятелей того времени, а наоборот -вызвало настороженность и было «забыто» на архивных полках . Но то, что это был первый политико- экономический труд, написанный в России, остается фактом. Хотя официально признанными идеи автора в России не стали , т.к.процесс совершенствования общества протекает медленно, сохраняя пережитки старых экономических и политических укладов, но в его политически-правовой теории впервые прозвучали международно-правовые воззрения. Причем их своеобразность и новизна заключалась в том, что Русское государство он относил к«цивилизованным народам» и сформулировал общественные и политические права и обязанности и сословий, и монарха.Ю.Крижанич впервые для философов и богословов своей эпохи высказался о равноправии Российского государства вмеждународных отношениях с европейскими странами, о равноправии российского Монарха с европейскими королями. Представленная им теоретическая модель государственного строя с всеобщим пониманием общественного богатства, с подчинением закону населения и властей, с эффективным государственным управлением на благо общества и справедливой судебной системой оказала влияние на передовые умы и поспособствовала приближения реформ, способных поднять Россию на новый социально-правовой и культурный уровень. Но к модернизационным реформам Россия середины 17 века еще не готова и начнется эпоха«человека Нового времени» только с приходом к власти сына нынешнего монарха-Петра 1 -Великого реформатора 18 века.