Публикации geograf24-01@mail.ru

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: geograf24-01@mail.ru
Автор: Савва Андреевич Иванов

Конспект на тему Академическая культура и академическая грамотность В процессе учебно-познавательной деятельности у обучающихся и студентов формируются не только специфические умения и навыки поиска информации, ее отбора, оценки, хранения и использования, но и особые личностные качества, индивидуальный стиль деятельности, система ценностных ориентаций, отношений к объектам познания, его результатам. Применительно к учебно-познавательной деятельности в школе используется понятие «культура учебного труда», а применительно к высшей профессиональной школе используется понятие «академическая культура». Эта целесообразность мотивирована особенностями учебной деятельности в ВУЗе: ее практической направленностью, наличием учебно-познавательной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, спецификой организации и управления педагогическим процессом также возрастными особенностями субъектов учебной деятельности. Культура умственного труда и культура мышления тесно связаны с академической культурой. Культура мышления подразумевает способность индивидуального мышления к саморазвитию и его умение выходить за пределы сложившихся форм. Она зависит от степени овладения интеллектуальными приемами- обобщение, анализ, абстрагирование, сравнение, систематизация. Культура умственного труда характеризует степень овладения интеллектуальными умениями и навыками, умения организации. Распределения труда и отдыха, рациональной работы с источником знаний, своевременную коррекцию своих действий, т.е. овладение умениями и навыками научной организации труда. Академическая культура включает в себя комплексы практических умений, обеспечивающих успешность учебного труда, интеллектуальных способностей, личностных качеств, готовность к учебной деятельности. Академическая культура-это овладение различными видами и способами учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, готовность к переходу от теоретического к практическому обучению, умения рационального чтения, подготовка к занятиям, различным формам аттестации, к достижению успеха в профессиональных конкурсах, соревнованиях. Академическая культура как сложное личностное образование включает в себя: комплексы практических умений, навыков, обеспечивающих успешность учебного труда; интеллектуальных способностей; личностных свойств и качеств; готовность (опыт) к учебной деятельности, к достижению высоких результатов. Указанные комплексы умений, навыков, способностей, свойств и качеств направлены на усвоение знаний (перевод информации в знания), на овладение обобщенными способами действий, их программами и алгоритмами. В ряду таких способов деятельности состоят интеллектуальные, мыслительные действия, владение языковыми средствами, в форме которых усваиваются знания. Важнейшую роль в формировании академической культуры студентов играет мотивационная готовность к учебно-познавательной деятельности. Учебная мотивация включает потребность в овладении знаниями, мотив учения, видение смысла учения, отношение к процессу учения и его результату, интерес. Мотивация учения зависит и от общего развития личности, и от образовательной среды, организации учебно-познавательного процесса. Успешность учения будет более высокой, если мотивация ориентирована на процесс и результат, а не на оценку преподавания или избегание неудач. В студенческом возрасте особенно важно учитывать потребность в достижении, стремление к улучшению результатов деятельности, т. е. в вузе важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Таким образом, наличие достаточного исходного уровня развития личности служит условием для повышения мотивации к учению, в свою очередь повышение уровня мотивации служит условием для последующего развития личности, повышения, в частности, уровня ее академической культуры. Формирование академической культуры - процесс длительный и сложный. Как показывает опыт, на младших курсах студенты испытывают значительные затруднения в слушании и записывании лекций, в овладении навыками рационального чтения, в поиске и оценке степени важности информации, в подготовке вторичных документов (аннотация, рецензия, реферирование, обзор литературы, написание статьи, курсовой работы и т.д.). Испытывают затруднения и в публичном выступлении, защите своего мнения, осознании своего мнения, оппонировании, умении вести дискуссию. Часто студенты не могут рационально организовать свою самостоятельную работу: планирование, смену видов деятельности, оформление результатов, редактирование, структурирование и т.д. Вот почему необходимы иные подходы к организации учебно-познавательной деятельности. Например, усиление в вузе роли личностно-ориентированной системы обучения, которая предполагает адаптацию среды к личности студента, что позволит сделать образовательный процесс неформальным. Усилению личностного смысла учения способствует развитие рефлексивных способностей студентов – умений самоанализа движения собственной мысли, чувства, знания. И роль системообразующего фактора возложена на метод проектов. Его тезис: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где я мог это применить». Сущность метода- способность эффективно развивать познавательные умения учащихся, самостоятельно контролировать свои знания, развивать критическое мышление (иметь собственный взгляд на мир, на вещи, явления). Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Он позволяет использовать разнообразные методы и средства обучения, а также интегрировать знания и умения из разных областей. Умение пользоваться методом проектов-показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Сущность понятия академическая культура, раскрывающее отличия различных, но взаимосвязанных интеллектуальных свойств, сформулировал Б.Блум. Академическая культура -это знания конкретного материала, терминов. Фактов, определений; это понимание объяснений, интерпретаций; это анализ связей и структур; это оценка и вывод. Академическая грамотность – это совокупность навыков и компетенций, связанных с передачей знаний. Передачу знаний не следует смешивать с «информационным обменом»: знание – это метод трансформации информации из одного состояния в другое. Академическая грамотность предполагает чтение, запоминание. Синтезирование, анализирование и оценивание содержания информации, навыки ведения дискуссии, навыки участия в семинаре. Центральным компонентом академической грамотности является письменная речь как средство коммуникации и важная социальная практика. Студенты ВУЗов должны уметь транслировать различные виды дискурса (организации речевой деятельности определенной социальной группой), понимать его ценностные установки. Формирование академической грамотности-это развитие навыков чтения и письменной речи определенного способа мышления. Сформированные умения письменной речи напрямую влияют на академический прогресс студентов и способствуют их успешной социализации. Академическая грамотность интегрирует традиционные знания, интеллектуальные, коммуникативные, мировозренческие умения. Она определяется как способность транслировать академический письменный дискурс на базе академических текстов, критически мыслить, повышать свою самообразовательную компетентность в учебных и профессиональных целях. Академическая грамотность состоит из 3 основных компонентов- коммуникативного, когнитивного и регуляторно-поведенческого. Коммуникативный включает в себя узкодисциплинарные умения (цитирование, создание письменных текстов определенных жанров) и междисциплинарные умения (академическое чтение, академическая письменная речь). Когнитивный компонент отражает социальный и ценностный аспект АГ: знания об академическом сообществе и критическое мышление. Регуляторно-поведенческий аспект позволяет учитывать формирование самообразовательной компетенции и рефлексии, учитывать мотивацию студентов. Формирование академической грамотности как основы академического письма успешно применяется в ВУЗах. Академическая грамотность включает в себя:- академическое чтение;- академическое письмо;- искусство презентации;- культуру речи;- навыки ведения дискуссии.Академическое письмо-это стиль изложения научных работ. Он представляет собой умение излагать мысли в сжатой и доступной форме. Также академический стиль имеет ряд требований: умение аргументировать и перефразировать, определенные требования к структуре и оформлению текста, применение публицистического стиля изложения, вставка ссылок и оформление списка литературы. Также важно не учитывать свое мнение и вместо первого лица применять третье, избегая разговорной лексики, сокращений, фразеологизмов. Жанрами академического письма являются: научная статья, рецензия, монография, диссертация. Среди вторичных жанров выделяют: реферат, аннотацию, научные дискуссии. Несмотря на различия в содержании, объеме, у всех жанров есть общая особенность- ясность, точность и последовательность изложения материала.А) Требования к оформлению реферата по ГОСТу.На настоящий момент (2020-2021 гг.) действует стандарт, введенный с 2018 года. Общие требования по оформлению студенческих работ содержатся в ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Требования ГОСТ распространяются на все научно-исследовательские работы: рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы (ВКР).Согласно ГОСТу и общим рекомендациям:
  • Объем:15-25 страниц;
  • Формат бумаги-А4;
  • Поля: левое-30 мм, правое-15мм, верхнее и нижнее-20 мм;
  • Шрифт- Times New Roman, размер- 14 (в сносках-12);
  • Цвет шрифта-черный;
  • Интервал между абзацами- 0 пт.;
  • Междустрочный интервал- 1,5 (в сносках-1);
  • Выравнивание- по ширине;
  • Отступ слева и справа- 0 пт.;
  • Отступ первой строки (абзац)- 1,25 см (не допускается создание абзацной строки с помощью клавиши «Пробел»);
  • Сквозная нумерация страниц.
  • Б) Требования к структуре реферата.Реферат должен содержать титульный лист; содержание; введение; главы, которые могут быть разбиты на параграфы; заключение; список используемых источников и литературы. Название реферата, город и год написания, название глав и списка литературы выделяются жирным шрифтом. В) Титульный лист содержит Название учебного образовательного учреждения, факультет студента, тему реферата, кафедру и специализацию студента, ФИО студента (полностью) с указанием номера группы, ФИО научного руководителя (полностью) с указанием имеющейся научной степени, город и год написания. Нумерация страницы.Г) Введение составляет 1-2 страницы и содержит актуальность заявленной темы, цель и задачи данной работы. Нумерация страницы.Д) Основная часть раскрывает суть рассматриваемой проблемы, опираясь на источники и научную литературу. На авторские цитаты в обязательном порядке даются сноски на источник информации (в квадратных скобках после цитаты) с номером, согласно списку литературы (имя, отчество, фамилия). Нумерация страниц.Е) Заключение составляет 1-2 страницы и подводит итоги исследования, суммирует научные результаты. Нумерация страниц. Ж) Список источников литературы нумеруется, ФИО авторов распределяются в алфавитном порядке (фамилия, имя, отчество). Через пробел, без кавычек указывается название источника. После точки через пробел -город издания. После запятой -год издания. После точки с заглавной буквы (сокращенная С) -количество страниц и через тире-номера используемых страниц. В конце -точка. Нумерация страницы.